Пуш-апы XIX века: воск, резина, оборки

10k full reads
11k story viewsUnique page visitors
10k read the story to the endThat's 90% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Помните, как юная Скарлетт О'Хара радовалась своей отличной фигуре? "Не в пример многим шестнадцатилетним девчонкам, ей никогда не приходилось пришивать крошечные шёлковые оборочки к подкладке лифа, чтобы придать фигуре более пышные формы". Да, это был, наверное, самый простой способ добиться таких форм. Заметим, корсет и сам по себе приподнимал грудь, визуально её увеличивая. Но если этого было мало...

Вивьен Ли в роли Скарлетт О'Хара
Вивьен Ли в роли Скарлетт О'Хара
Вивьен Ли в роли Скарлетт О'Хара

На рубеже XVIII-XIX веков в моду вошла завышенная линия талии и, соответственно, грудь поднялась очень высоко. А те, кто хотел сделать её попышнее, прибегали к помощи искусственных бюстов, которые вошли в моду. Современники шутили, что дамы превращают души своих поклонников в воск - бюсты были восковыми. Как ехидно заметили в одном журнале, одно хорошо - такая мода заставляет дам поменьше оголяться, ведь искусственные прелести хороши только прикрытыми...

Карикатура "Я потеряла свою талию", Джордж Круикшенк, 1799. Из коллекции библиотеки Йельского университета
Карикатура "Я потеряла свою талию", Джордж Круикшенк, 1799. Из коллекции библиотеки Йельского университета
Карикатура "Я потеряла свою талию", Джордж Круикшенк, 1799. Из коллекции библиотеки Йельского университета

В течение XIX века женщины прибегали к разным средствам, чтобы сделать свою фигуру более эффектной. Или делали вставки в корсет - например, проволочные чашечки с мягкой набивкой. Или подшивал оборочки. Словом, существовали всевозможные варианты "улучшателей груди"!

Вставка в корсет, ок. 1900. Из коллекции Художественного музея Лос-Анджелеса
Вставка в корсет, ок. 1900. Из коллекции Художественного музея Лос-Анджелеса
Вставка в корсет, ок. 1900. Из коллекции Художественного музея Лос-Анджелеса

К концу века корсеты делались довольно низкими - в частности, чтобы легче дышалось. Но это, соответственно, "роняло линию бюста". Нужно было его как-то поднимать... а то и увеличивать.

И появились "бюстье", "лифики", "бюстенгальтеры"- близкие родственники современных бюстгальтеров, которые возни кнут уже совсем скоро (но об этом - в следующий раз). В зависимости от типа фигуры, вы могли выбрать то, что вам больше нравилось. Для дам с пышными формами - нечто вроде коротеньких корсетов, жёстких, чтобы сохранять форму. Для худощавых - более свободные.

Иллюстрация из модного журнала 1903 г.
Иллюстрация из модного журнала 1903 г.
Иллюстрация из модного журнала 1903 г.

К ним могли добавлять воланы из ткани или кружев, так же могли отделывать сорочки: чтобы поддерживать изнутри лифы платьев и блузки.

Бюстье, ок. 1905 г. Из коллекции музея Виктории и Альберта
Бюстье, ок. 1905 г. Из коллекции музея Виктории и Альберта
Бюстье, ок. 1905 г. Из коллекции музея Виктории и Альберта

А всё потому, что в моду вошёл пышный бюст. Вернее, монобюст - непрерывная линия от шеи до талии!

Модная иллюстрация 1906 г. Из коллекции музея Метрополитан (Нью-Йорк)
Модная иллюстрация 1906 г. Из коллекции музея Метрополитан (Нью-Йорк)
Модная иллюстрация 1906 г. Из коллекции музея Метрополитан (Нью-Йорк)

В принципе, без поддержки бюста можно было обойтись – некоторым дамам было достаточно такой сорочки.

Ну а можно было польститься на рекламное объявление вроде этого: "Заказывайте пневматический бюст «Юнона». Он имеет цвет и упругость настоящих грудей, сделан из шёлковой резины и употребляется женщинами для придания полноты бюсту. Он может быть увеличен постепенно, не обращая таким образом внимания окружающих: бюст как бы сам растёт и увеличивается в объёме".

А вы говорите, силикон...

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!