Рубашка, которая ближе к телу

10k full reads
12k story viewUnique page visitors
10k read the story to the endThat's 88% of the total page views
2 minutes — average reading time

Знаете, какой предмет одежды можно считать самым главным на протяжении веков? Это сорочка! Нательная рубашка.

Без неё невозможно представить ни один костюм со времён Раннего Средневековья. О ком бы ни шла речь - о бедной крестьянке, о рыцаре, о графине, о короле - сорочка непременно была. Чего другого могло и не быть. А вот без нательной рубашки обойтись невозможно.

В какой бы наряд ни был облачён человек на старинном портрете - под ним непременно есть сорочка. Видите её? Нет? А она есть! Просто чаще всего она скрыта под одеждой. Ведь это бельё! Впрочем, в эпоху Возрождения приходит мода на демонстрацию рубашки в прорезях на одежде - её белизна красиво контрастировала с яркими и тёмными тканями.

Дама с единорогом, Рафаэль Санти, 1506-06, из коллекции галереи Боргезе
Дама с единорогом, Рафаэль Санти, 1506-06, из коллекции галереи Боргезе
Дама с единорогом, Рафаэль Санти, 1506-06, из коллекции галереи Боргезе

Рубашку тогда показывали и мужчины, и женщины. Позднее, в XVIII и XIX веках, мужчины носили костюмы, которые открывали рубашку ещё больше - в расстёгнутых на груди камзолах, а позднее жилетах; кроме того, виднелись манжеты и воротник... И так, постепенно, в XX веке, мужская рубашка перестанет быть бельём. А до того появиться в одной рубашке было немыслимым. Разве что перед домочадцами. Человек в одной рубашке, считайте, раздет.

Джеймс Стюарт, герцог Ричмонд, портрет кисти Антониса Ван Дейка, 1633-34, из коллекции Лувра. В ту эпоху входят в моду портреты в неглиже, и аристократ мог позволить себе предстать на портрете в таком виде. В обществе - никогда!
Джеймс Стюарт, герцог Ричмонд, портрет кисти Антониса Ван Дейка, 1633-34, из коллекции Лувра. В ту эпоху входят в моду портреты в неглиже, и аристократ мог позволить себе предстать на портрете в таком виде. В обществе - никогда!
Джеймс Стюарт, герцог Ричмонд, портрет кисти Антониса Ван Дейка, 1633-34, из коллекции Лувра. В ту эпоху входят в моду портреты в неглиже, и аристократ мог позволить себе предстать на портрете в таком виде. В обществе - никогда!

А вот женщины, наоборот, после Ренессанса свои сорочки почти полностью скрыли, иногда показывая из-под одежды только самый краешек горловины или рукава.

Мэри Робинсон, портрет кисти Джона Хоппнера, 1780-е, из коллекции библиотеки Чотон-хаус
Мэри Робинсон, портрет кисти Джона Хоппнера, 1780-е, из коллекции библиотеки Чотон-хаус
Мэри Робинсон, портрет кисти Джона Хоппнера, 1780-е, из коллекции библиотеки Чотон-хаус

Почему нельзя было обойтись без рубашки? Потому что она играла очень важную роль - предохраняла одежду от её владельца, как бы парадоксально это не звучало. Сберегала от пота и прочих телесных выделений. В те эпохи, когда одежда шилась из натуральных тканей, красители были нестойкими, а ещё при возможности добавляли всевозможную отделку - от вышивки до кружев - её почти не стирали. Разве что самые простые вещи, из льна и хлопка. Если бы не рубашки, всё это загрязнялось бы очень быстро.

"Туалет", Ева Гонсалес, 1860-е, из частной коллекции
"Туалет", Ева Гонсалес, 1860-е, из частной коллекции
"Туалет", Ева Гонсалес, 1860-е, из частной коллекции

Сначала надевались рубашки, а потом уже всё остальное. И шили их из простых тканей, и вплоть до конца XIX века - с минимум отделки. Ведь их нужно было часто стирать...

А о том, как нательное бельё стало изысканным и нарядным - в следующий раз!

Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!