Русские шали и импортозамещение в XIX веке

2 March 2019

Шали в начале XIX века - престижный, модный и очень дорогой аксессуар. Да и импортных восточных шалей всё равно не хватало на всех желающих. Так что постепенно в разных странах зарождалось собственное производство, в том числе и в России.

Юлия Самойлова,  Бенуа-Шарль Митуар, 1825 г., из коллекции Государственного Эрмитажа
Юлия Самойлова, Бенуа-Шарль Митуар, 1825 г., из коллекции Государственного Эрмитажа

Например, мануфактура братьев Гучковых. Именно там делали первые в России шали с затканными в один кусок с полотном каймами и углами. Или мануфактура Юсуповых в Купавне. В губерниях Среднего Поволжья, у местных помещиков, возник целый ряд мастерских, где над созданием шалей усердно трудились крепостные мастера. Их имён, история не сохранила, зато известны имена хозяев – Еникеевы, Панюшины, Елисеева, Мерлина и многие другие.

Шаль, 1820-е, Россия. Шерсть, двусторонее ткачество
Шаль, 1820-е, Россия. Шерсть, двусторонее ткачество

Кто-то подражал восточным техническим приёмам, а кто-то изобретал свои собственные. Так возникла техника двустороннего ткачества. Шали, выполненные в ней, были одинаковыми и с лицевой, и с изнаночной стороны. В чём была их особая прелесть? Например, их можно было складывать по диагонали, так, чтобы один из углов нависал над другим; это позволяло любоваться красотой узора, если можно так выразиться, в двойном экземпляре.

Екатерина Авдулина, Орест Киепренский, 1822-23 гг., из коллекции Государственного Русского музея
Екатерина Авдулина, Орест Киепренский, 1822-23 гг., из коллекции Государственного Русского музея

Самое известное из производств таких шалей, пожалуй, то, что принадлежало братьям помещицы Мерлиной, Колокольцовым. Шали, которые ткали в их мастерских, прозвали, соответственно, "колокольцовскими". Это название распространилось и на другие шали того же типа. Слава о них шла по всей стране!

Шаль, 1830-е, Россия. Шерсть, двусторонее ткачество
Шаль, 1830-е, Россия. Шерсть, двусторонее ткачество

Чтобы представить себе, насколько трудоёмким было производство, достаточно сказать, что в мастерской Н. Мерлиной, где в 1820-х было двадцать четыре станка и работало полсотни человек, выпускалось всего шестнадцать шалей и пять платков в год! На одну шаль у мастериц мог уйти и год, и два... Зато качество было высочайшим, не уступавшим самым лучшим кашмирским.

Дошедшие до нас уникальные шали теперь хранятся в музеях. В Эрмитаже "Колокольцовские шали" выставлены в постоянной экспозиции; это собрание насчитывает около тридцати предметов и включает двусторонние шали, шарфы, платки и отдельные элементы отделки (например, кайма от шали).

Слева - шаль, Россия, 1820-е. Справа - портрет неизвестной в белом платье, И. Смирновский,1820. Из коллекции Государственного Русского музея
Слева - шаль, Россия, 1820-е. Справа - портрет неизвестной в белом платье, И. Смирновский,1820. Из коллекции Государственного Русского музея

Сохранилась история о том, как в 1811 г. Наполеон отправил генерала Коленкура за русской шалью для своей второй супруги, австриячки Марии-Луизы. Но владелица мануфактуры (разные варианты легенды называют разные имена) отказалась – то ли из патриотических соображений, то ли потому, что оставалась всего одна шаль, и она предназначалась для другой клиентки. Ещё говорят, что она назвала совершенно астрономическую сумму. Словом, пришлось генералу в другом месте покупать шаль, пусть и красивую, но всё же не такую, как прославленные колькольцовские.

И правильно. Самим не хватает!

Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!