Русское придворное платье

1 September 2019

Попытки ввести национальные элементы в придворный костюм предпринимались ещё во времена Екатерины II. Надевали "русские" платья и при внуке Екатерины, Александре I. А уж когда началась Отечественная война... Дамы, по воспоминаниям Ф. Вигеля, "отказались от французского языка. Многие из них, почти все оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что наряд сей к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались".

Вплоть до 1830-х дамские наряды в русском стиле можно было видеть при дворе от случая к случаю. Например, в качестве маскарадных. Или же парадных - как, например, на коронации Николая I.

Мария Александровна, супруга Александра II, в бытность Великой княгиней, Иван Макаров. (сс) Wilkimedia Commons
Мария Александровна, супруга Александра II, в бытность Великой княгиней, Иван Макаров. (сс) Wilkimedia Commons

Однако затем они превратились в обязательную форму, все детали которой строго регламентируются. В 1833 году П.Г. Дивов, человек, перу которого принадлежит выражение "офранцуженный сарафан", так писал в своём дневнике: "Петербург занят преобразованием в костюме фрейлин и придворных дам. Придумали новый, как говорят, национальный костюм, который эти дамы обязаны будут носить в дни больших выходов при дворе". Через три месяца эти наряды приобрели статус официальных.

"Гербовый зал Зимнего дворца",  Адольф Ладюрнер, 1834. (сс) Wilkimedia Commons
"Гербовый зал Зимнего дворца", Адольф Ладюрнер, 1834. (сс) Wilkimedia Commons

Ещё в 1831 вышел указ под названием "Положение о мундирах для чинов Императорского двора", а в 1834 он был поглощён "Положением о гражданских мундирах". И если в первом ничего о дамах не говорилось, то параллельно со вторым было утверждено "Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему двору". Вот он, дамский мундир!

К.Я. Булгаков, петербургский почт-директор, писал: "Утром вчера несколько дам было в новых костюмах; красавиц ещё более украшает, а дурным не к лицу. Описать не умею: род сарафана, на котором Русское платье с особенными рукавами, на голове кокошник с длинным вуалем или фатою, а у девушек повязки бархатныя, шелковыя, парчевыя или с другими украшениями, или просто... Давно не видел я двор столь блистательным, как вчера и утром, и вечером; уж подлинно двор Русского Царя!"

Фрейлины великих княжон. (сс) Wilkimedia Commons
Фрейлины великих княжон. (сс) Wilkimedia Commons

Итак, дамский придворный мундир представлял собой бархатное платье с декольтированным корсажем, длинными откидными рукавами и распашной юбкой со шлейфом. Впереди на юбке, по подолу и по шлейфу шло шитьё, "одинаковое с шитьем парадных мундиров придворных чинов". Из-под распахнутой сверху донизу бархатной юбки платья виднелась юбка нижняя, из материи "какой кто пожелает", обычно из белого атласа или шёлка.

И покрой, и вышивка, и, главное, цвет платьев были строго регламентированы. Так, у гофмейстерины платье было малиновым, платья статс-дам и камер-фрейлин были зелёными, у фрейлин – пунцовыми; у фрейлин великих княгинь – тоже пунцовыми, но не с золотым шитьём, а серебряным; у фрейлин великих княжон – светло-синими, а у их наставниц – синими. Незамужние девицы при этом носили на голове "повязку", а замужние – "повойник или кокошник" с белой вуалью.

Мария Волконская (ур. Кикина), Пётр Соколов, 1839. из коллекции Государственной Третьяковской галереи
Мария Волконская (ур. Кикина), Пётр Соколов, 1839. из коллекции Государственной Третьяковской галереи

Дамы, у которых не было должности при дворе, но которых туда приглашали, тоже должны были являться в подобных нарядах, которые при этом могли быть "различных цветов, с различным шитьём, кроме, однако же, узора шитья, назначенного для придворных дам".

По поводу кокошников русских дам, экстравагантных с точки зрения тогдашних европейцев, успевших позабыть свои же головные уборы времён Ренессанса, весьма на них похожие, маркиз де Кюстин в 1839 писал: "Голову их венчает убор, похожий на своего рода крепостную стену из богато разукрашенной ткани или на невысокую мужскую шляпу без дна. Этот венец высотой в несколько дюймов, расшитый, как правило, драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, оставляя лоб открытым; самобытный и благородный, он очень к лицу красавицам, но безнадежно вредит женщинам некрасивым".

Елизавета Алексеевна Паскевич, Н.Г. Шильдер, сер. XIX в. (сс) Wilkimedia Commons
Елизавета Алексеевна Паскевич, Н.Г. Шильдер, сер. XIX в. (сс) Wilkimedia Commons

Шли годы, менялась дамская мода, но придворный костюм менялся мало, в основном следуя за колебаниями ширины дамских юбок – пышные и немного укороченные в 1830-х; на кринолинах, объёмных каркасах для поддержания юбок, в середине века; с более узкими юбками начиная с 1870-х годов.

Богатый декор, вертикально идущий по центру передней части платья, длинные откидные рукава и относительно высокий головной убор визуально "вытягивали" фигуру, делая её более стройной и величавой. И, хотя обвинений в адрес этого костюма было высказано немало – он был далёк от подлинной национальной одежды – нельзя не признать, что некое стилистическое единство было выдержано. И именно это выгодно отличало парадный костюм при российском дворе от прочих дворов. Мария Бок, дочь П.А. Столыпина, писала: "На всех торжествах при иностранных дворах, где требуется придворное платье, особенно эффектно всегда выделялись русские дамы. У всех остальных придворных костюм состоит из шлейфа, прикрепляющегося к плечам при обыкновенном бальном платье. Традиционный обычай требует лишь от англичанок особого головного убора, состоящего из трёх страусовых перьев. Русские же дамы неизменно привлекали всеобщее внимание красотой и богатством наших национальных платьев. Кокошник, фата, богато вышитое исторического покроя русское платье с шлейфом и большое количество драгоценных камней не могли не производить впечатления".

Русскоре придворное платье от дома Ворта, ок. 1888. из коллекции Художественного музея Индианаполиса
Русскоре придворное платье от дома Ворта, ок. 1888. из коллекции Художественного музея Индианаполиса
Русскоре придворное платье от дома Ворта, ок. 1888. из коллекции Художественного музея Индианаполиса
Русскоре придворное платье от дома Ворта, ок. 1888. из коллекции Художественного музея Индианаполиса

Можно возразить, сказав, что платья российских дам создавали картину достаточно однообразную, и оттого более скучную, чем в Европе. Ведь правила были строгими, и женщины вынуждены были наряжаться не так, как хотели, а так, "как на рисунке показано"...

Отнюдь! Вот как описывался приём в 1895, данный по случаю представления придворных дам новой императрице, Александре Федоровне: "Великолепная белая Николаевская зала к половине второго часа наполнилась дамами. Тут во всем блеске выказалась красота и богатство оригинального русского костюма. Какие тут были роскошные кокошники… каких богатые сарафаны из бархата, шелка, индейских тканей, какие богатые парча, меха на оторочках, цветы, кружево, какое разнообразие цветов и оттенков от тёмно-зеленых, синих до нежных и светло-зеленых, розовых, лиловых. Среди этого блеска и богатства туалетов, бриллиантов и драгоценных камней и значительной массы красных повязок и красных, вышитых золотом шлейфов фрейлин большого двора – там и здесь расхаживали в своих придворных зашитых золотом мундирах церемониймейстеры с жезлами..."

"Коронация Николая II", Лауриц  Туксен, 1898. Из коллекции Государственного Эрмитажа. Деталь
"Коронация Николая II", Лауриц Туксен, 1898. Из коллекции Государственного Эрмитажа. Деталь

Придворное платье в русском стиле исчезло тогда же, когда и двор, для которого оно в своё время было создано, в 1917. Что ж, из всех потерь это была, быть может, наименее важная. Но именно её можно счесть воплощением великолепия этого двора.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!