Самые большие воротники в истории

31 July 2019

Одна из самых броских деталей костюмов эпохи Ренессанса - большие круглые воротники, в которых голова лежит, словно на блюде. Это примета дорого наряда - даже если такой воротник не был отделан кружевом, и делать его, и носить было весьма хлопотно.

История возникновения

Перемены в костюме всегда достаточно плавные. И эти воротники возникли тоже отнюдь не сразу. В начале XVI века горловины сорочки стали делать "на вздержке", продёргивая шнурок и собирая, таким образом, ткань в мелкие складочки. Видите узкий "рюш" вокруг горловины? Представьте себе, это и есть предок огромного воротника!

Портрет молодого человека, Рафаэль Санти, 1518-19, из коллекции музея Тиссен-Борнемисы
Портрет молодого человека, Рафаэль Санти, 1518-19, из коллекции музея Тиссен-Борнемисы

Со временем он начал расти в размерах, а с появлением стоячих воротников верхней одежды отделился от сорочки - это было более практично. И превратился в сложный воротник.

Поэт Диего Уртадо де Мендоса, неизвестный художник, 1560-1600. Из коллекции Прадо
Поэт Диего Уртадо де Мендоса, неизвестный художник, 1560-1600. Из коллекции Прадо

Интересно, что в Испании его поначалу называли "lechuguilla" - возможно, от "lechuga" (салат), поскольку рюш напоминал волнистые салатные листья. Такие воротники не были испанским изобретением, они возникли параллельно в нескольких странах. Однако ассоциироваться стали именно с испанским костюмом - жёстким, закрытым, призванным держать спину прямо, а голову высоко. Он требовал особого умения его носить, не давая опускать голову и склонять шею, что как нельзя лучше соответствовало тогдашним испанским идеалам.

В разных странах такие воротники называли по-разному. Франция - "фреза". Англия - "рафф". Испания - "грангола" или "горгера".

Как они делались

С трудом! С размахом! И с крахмалом.

Генри Антон, неизвестный художник, 1586. из коллекции Галереи Тейт
Генри Антон, неизвестный художник, 1586. из коллекции Галереи Тейт

Это был длительный процесс. Крахмалить не так просто - крахмал легко подгорал или же слишком быстро застывал. Иногда в него добавляли красители, тогда воротники получались желтоватыми или голубоватыми. Затем метры накрахмаленной ткани - десять и более - укладывались с помощью плоек, нагретых металлических стрежней. Складки могли быть как крупными, так и мелкими, их могло быть несколько десятков или же несколько сотен.

Каждый раз, когда воротник промокал – например, была влажная погода, или его просто нужно было постирать – эту трудоёмкую процедуру нужно было повторять... Конечно, она требовала настоящего мастерства.

Материалы

Поначалу такие воротники делали просто из полотна. Потом добавили тонкую полоску кружев. Затем стали предпочитать широкие кружева. А иногда делали из кружева целиком. Иногда это могло даже быть кружево с золотыми или серебряными нитями.

Елизавета I, портрет в честь победы над Великой Армады, неизвестный художник (ранее приписывался Джорджу Говеру), 1588. Из коллекции Уобёрн-Эбби
Елизавета I, портрет в честь победы над Великой Армады, неизвестный художник (ранее приписывался Джорджу Говеру), 1588. Из коллекции Уобёрн-Эбби

Виды воротников

Их было много, ведь мода менялась. И одновременно существовали разные виды - с разным количеством слоёв, разными углами наклона, разной ширины. И даже один и тот же воротник можно было носить по-разному.

Элизабет Трокмортон, супруга
Элизабет Трокмортон, супруга сэра Уолтера Рэли, Уильям Сегар, 1595. Мз частной коллекции

Они могли быть замкнутым кольцом, полностью окружая шею. Могли открывать шею спереди. Могли носиться с закрытым нарядом, а могли и с декольтированным. Могли быть однослойными, а могли и состоять из нескольких рядов, так что напоминали огромный торт (до семи рядов, и каждый собирался отдельно). Словом, всё зависело от места и времени.

Детали портретов инфанты Изабеллы Клары Евгении, слева - кисти Альфонсо Санчеса Коэльо, 1585-88,  справа - кисти Хуана Пантохи де ла Круса, 1598-99, из коллекции Прадо
Детали портретов инфанты Изабеллы Клары Евгении, слева - кисти Альфонсо Санчеса Коэльо, 1585-88, справа - кисти Хуана Пантохи де ла Круса, 1598-99, из коллекции Прадо

Так, например, в Испании к 1560 воротники дошли до мочек ушей. А в 1580-х высоко поднялись сзади, полностью закрыв затылок! Лицо как бы тонуло в таком воротнике, и уши оказывались либо частично, либо полностью закрытыми! А ширина настолько увеличилась, что в 1590-х пришлось издать указ, который ограничивал её до 7 см .

Как держались

Чем шире и выше воротник, тем больше ему нужны поддержка. Так что со временем появились специальные каркасы, из картона или проволоки.

Каркас для поддержки воротника, Англия, 1600-1625, из коллекции музея Виктории и Альберта, Лондон
Каркас для поддержки воротника, Англия, 1600-1625, из коллекции музея Виктории и Альберта, Лондон

И проволока либо пряталась внутри ткани, либо выставлялась напоказ - её могли делать и серебряной. В одной из пьес Лопе де Веги есть эпизод, где королева и влюблённый граф пытаются обняться, но кончики его кружева запутываются в её каркасе, они не могут расцепиться и... их застаёт король! Пришлось графу солгать, что он увидел паука на воротнике королевы и пытался его снять, потому так близко и наклонился.

Финал

В начале XVII века плоёные воротники стали выходить из моды. Но вот где они продержались долго, вплоть до середины столетия - так это в Нидерландах!

Адриана Кроес, Иоганнес Корнелисзон Верспронк, 1644. Из коллекции Рейксмюзеума
Адриана Кроес, Иоганнес Корнелисзон Верспронк, 1644. Из коллекции Рейксмюзеума

Ну а об их родственниках, высоких воротниках, мы поговорим в следующий раз.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!