Семья Ростовых собирается на бал

8 August 2019
45k full reads
3 min.
50k story viewsUnique page visitors
45k read the story to the endThat's 91% of the total page views
3 minutes — average reading time

Сборы Наташи и других членов её семьи на бал Лев Николаевич описывает весьма подробно. «На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые на розовых шёлковых чехлах, с розанами в корсаже».

Начнём с силуэта. В конце XVIII века ушли в прошлое плотные ткани, жёсткие корсеты и пышные юбки. Их сменили лёгкие платья с завышенной линией талии, которая слегка колебалась, но в целом почти два десятка лет оставалась очень высоко, под грудью. Узкий силуэт, светлые тонкие ткани, много белого цвета, обнажённые руки – всё это напоминало об античности.

Дарья Державина, Владимир Боровиковский, 1813. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи
Дарья Державина, Владимир Боровиковский, 1813. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи
Дарья Державина, Владимир Боровиковский, 1813. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

Замечу, в своём первом «взрослом» бальном платье Наташа чувствует себя неуютно. Почему?

В ту пору как раз сформировалась сложная классификация платьев - утренние платья, платья для прогулок, для визитов, вечерние и бальные… Именно последние были декольтированными и с короткими рукавами, остальные же в этом отношении были куда более скромными, закрывая руки и грудь.

Портрет пожилой женщины в белом чепце, Владимир Боровиковский, 1800-е. Из коллекции Государственного Русского музея
Портрет пожилой женщины в белом чепце, Владимир Боровиковский, 1800-е. Из коллекции Государственного Русского музея
Портрет пожилой женщины в белом чепце, Владимир Боровиковский, 1800-е. Из коллекции Государственного Русского музея

«В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по её телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили, и которой бы очень стыдно это было, ежели бы её не уверили, что это так необходимо надо». Ощущение в первый раз настолько глубоко открытых всем взорам рук, шеи и части груди должно было быть очень острым, особенно для юной девочки!

А бельё? В ту пору женщины на короткое время освободились от корсетов. Вернее будет сказать, от корсетов жёстких, туго стягивавших талию. Кто-то обходился без корсетов вовсе. Кто-то носил совсем короткие корсетики, которые поддерживали грудь. А кто-то носил длинные, но довольно мягкие. Можно предположить, что Соня и Наташа, молоденькие худые девочки, обошлись без корсетов, и на них под платьем были только тоненькие сорочки. А вот графиня Ростова, возможно, и надела корсет.

Наталья Голицына, Шарль-Батист Митуар, 1810-е. (сс) Wikimedia Commons
Наталья Голицына, Шарль-Батист Митуар, 1810-е. (сс) Wikimedia Commons
Наталья Голицына, Шарль-Батист Митуар, 1810-е. (сс) Wikimedia Commons

Сорочки! Вне зависимости от того, в корсете была дама или без него, первым делом надевали сорочку. Ниже колен, с глубоким вырезом и короткими рукавами. Такие рубашечки были весьма простого кроя и в ту эпоху не особо отделывались кружевами и бантиками, как позднее. Ведь их нужно было как следует отстирывать и отбеливать, и обращались прачки с ними весьма безжалостно.

Поверх сорочки надевали нижнюю юбку. Вернее, не столько юбку, сколько нижнее платье (талия-то завышена, а под грудью юбку особо не стянешь - так что к таким юбкам добавляли или бретельки, или лифы). Несмотря на то, что её надевали под платье, она играла роль не столько белья, сколько дополнительного слоя одежды: если дама приподнимала платье, то показать сорочку было бы крайне неприлично, а вот нижнюю юбку – вполне. «Окончив причёску, Наташа в коротенькой юбке, из-под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела её и потом побежала к матери». Возможно, на Наташе надета как раз такая юбка.

Нижнее платье, нач. XIX в. Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)
Нижнее платье, нач. XIX в. Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)
Нижнее платье, нач. XIX в. Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)

Сорочка, возможно, корсет… А панталоны? Они не упомянуты. И не потому что Толстой щадил стыдливость своих читательниц – просто их не было. Да-да, в ту эпоху панталоны только начинали носить, кое-где, и не всегда – лишь полвека спустя они станут обязательной частью дамского гардероба.

«Обуты уже были шёлковые ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками». Цвета чулок могли быть самыми разными, в зависимости от наряда, и вышивка могла быть в тон, а могла быть и контрастной (например, жёлтые чулки с голубыми узорами). Но к бальным платьям обычно надевали чулки белые, и нередко, как в данном случае – ажурные. А упомянутые башмаки больше всего напоминали современные балетки. Узкие, без каблука, плотно охватывавшие ногу и с лентами, которые удерживали туфельку на ноге.

Деталь портрета Елизаветы Строгановой, Робер Лефевр, 1800-е. Из коллекции Государственного Эрмитажа
Деталь портрета Елизаветы Строгановой, Робер Лефевр, 1800-е. Из коллекции Государственного Эрмитажа
Деталь портрета Елизаветы Строгановой, Робер Лефевр, 1800-е. Из коллекции Государственного Эрмитажа

Мы с вами почти дошли до бальных нарядов! Но о них - в следующий раз.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!