Шляпки: радость и мученье

7 February 2019
23k full reads
27k story viewsUnique page visitors
23k read the story to the endThat's 86% of the total page views
3 minutes — average reading time

Шляпка в XIX веке - не просто милый нарядный аксессуар, а неотъемлемая часть женского образа. Появиться без головного убора на улице было немыслимо! И фантазия в области шляпок проявлялась едва ли не большая, чем в области платьев. Каких только фасонов не было, каких только материалов не использовали! Соломка, бархат, фетр, кашемир, тафта, атлас, тюль, ленты, кружева, перья, искусственные цветы и плоды... Словом, всего не перечислить.

И вся эта красота тоже нуждалась в регулярной чистке. Шляпку не постираешь. А если на ней была сложная богатая отделка, то сперва нужно было разобрать это богатство на отдельные составляющие, а затем уже приступать к чистке.

Елена Григорьевна Черткова, П.Ф.Соколов, 1820-е, из коллекции ГИМ
Елена Григорьевна Черткова, П.Ф.Соколов, 1820-е, из коллекции ГИМ
Елена Григорьевна Черткова, П.Ф.Соколов, 1820-е, из коллекции ГИМ

Сложнее всего было с соломенными головными уборами. Соломка - прекрасный материал для шляпок, но, увы, она легко теряла свой цвет при чистке. Если шляпка просто запылилась, то можно было почистить её маленькой щёточкой для ногтей, обмакнув в воду с лимонным соком или с солью. А вот для окрашенной соломки использовались специальные средства, соответствующие цвету.

Соломенные головные уборы, бывало, теряли форму – например, если попадали под дождь. Тогда их держали над кипящим чайником, они увлажнялись паром, а после этого им уже можно было придать необходимую форму и так высушить. Если форма у соломенной шляпки была простенькой, то её можно было даже прогладить утюгом! А шляпки с высокой тульей сушили, надев на высокий сосуд соответствующей формы.

Баронесса Прасковья Петровна Кампенгаузен, Бенуа-Шарль Митуар, 1820-е, из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина
Баронесса Прасковья Петровна Кампенгаузен, Бенуа-Шарль Митуар, 1820-е, из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина
Баронесса Прасковья Петровна Кампенгаузен, Бенуа-Шарль Митуар, 1820-е, из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина

Фетровые шляпки были практичнее, они легче переносили и влажную, и сухую чистку. Например, можно было посыпать шляпку порошком, который поглощал грязь, а затем почистить. Вид сухой чистки опять-таки зависел от цвета. Коричневую шляпку можно было почистить овсом, серую – отрубями.

Ну а если шляпка была сделана с использованием шёлка, бархата и кружева, то применялись соответствующие средства. Однако и тут были свои тонкости.

Деталь портрета сестёр Шишмарёвых, Карл Брюллов, 1839 г., из коллекции ГРМ
Деталь портрета сестёр Шишмарёвых, Карл Брюллов, 1839 г., из коллекции ГРМ
Деталь портрета сестёр Шишмарёвых, Карл Брюллов, 1839 г., из коллекции ГРМ

Возьмём, к примеру, ленты, которые могли быть и декоративными, и функциональными - ими шляпки крепились под подбородком или сзади. Чаще всего они были атласными. Так вот, они легко повреждались. Потёрла немного при стирке - и всё, лента загублена. И гладили их тоже бережно - или просто подержав над паром, или влажными, между двумя слоями ткани. И только ленты из самого плотного, самого лучшего атласа можно было стирать и гладить относительно безнаказанно.

Мария Аделаида Орлеанскачя, Огюст де Крез, 1838 г., из коллекции Версаля
Мария Аделаида Орлеанскачя, Огюст де Крез, 1838 г., из коллекции Версаля
Мария Аделаида Орлеанскачя, Огюст де Крез, 1838 г., из коллекции Версаля

Много хлопот было и с перьями. Самый простой способ их почистить - намочить в воде с добавлением мыла, прополоскать и посушить, обернув в чистую белую бумагу. А чтобы подвить перья, их влажными держали перед огнём, встряхивая и надеясь, что они завьются сами естественным образом. Если не получалось, оборачивали вокруг спицы или чего-то в этом роде.

Виктория, герцогиня Кентская, Ричард Ротвелл, 1832 г., из Королевской коллекции
Виктория, герцогиня Кентская, Ричард Ротвелл, 1832 г., из Королевской коллекции
Виктория, герцогиня Кентская, Ричард Ротвелл, 1832 г., из Королевской коллекции

Сложнее всего было с отделкой вроде искусственных цветов. Их, фактически, вообще нельзя было отчистить – разве что подержать над паром и обрезать загрязнившиеся краешки.

И всё это, к тому же, дорого стоило. А если по последней моде и от известной мастерицы - очень дорого. Например, в 1830-х, когда соболий палантин стоил 400 рублей, батистовая шляпка с цветами и кружевами стоила всего в четыре раза дешевле - 100. А моднейшая шляпка с тремя страусовыми перьями - 150!

Да что там, за одну только чистку перьев Наталья Николаевна Пушкина заплатила как-то 10 рублей. За эти деньги можно было купить модный шёлковый мужской галстук, между прочим...

Словом, дамская шляпка - это дорого, хлопотно, красиво!

Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!