Скарлетт О'Хара: от кринолинов к турнюрам

19k full reads
21k story viewsUnique page visitors
19k read the story to the endThat's 92% of the total page views
4 minutes — average reading time

В истории костюма никогда не бывает так, чтобы сегодня носили одно, а завтра уже принципиально другое. Переход всегда постепенный.

В начале "Унесённых ветром" (и романа, и фильма) женщины носят пышные юбки, которые покоились на кринолинах. Эти конструкции из стальных полосок и ткани, начиная со второй половины 1850-х, заменили многочисленные нижние юбки. Кринолины были лёгкими (уж полегче, чем куча плотных юбок!), гибкими, прочными и сравнительно недорогими, так что буквально захватили мир моды.

Когда женщина шла в своём необъятном платье, казалось, что она плывёт (если, разумеется, смогла выработать необходимую скользящую походку). Присаживаясь, нужно было слегка нажать на кринолин спереди. Тогда с этой стороны он чуть опускался, сзади немного поднимался, и можно было сесть, а юбки окружали вас пышным ворохом.

Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.

Нижние юбки, конечно, всё равно носили. Одну-две - под кринолином, и ещё одну-две - поверх него. Иначе жёсткие полоски кринолина некрасиво проступают под платьем.

Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.

«Девушки – в ярких платьях, с огромными кринолинами, из-под которых выглядывали кружевные панталончики, – словно стая пёстрых бабочек, разлетелись во все концы зала».

Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.

Поначалу кринолины были куполообразными, но со временем начали менять форму.

Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.

Впереди они стали более плоскими, а сзади вытянулись. Так что женщина, если можно так выразиться, стояла уже не в центре круга, а в начале овала. Объём в верхней части уменьшился, и акцент на юбке переместился назад. Именно там стали располагать драпировки и банты.

До разорённых плантаторов-южан новинки доходили медленно: «Скарлетт с одного взгляда увидела, что платье на женщине – яркое до вульгарности, и все же глаза её жадно вбирали в себя мельчайшие детали туалета незнакомки: она ведь давно не видела новых модных нарядов. Та-ак! Значит, юбки в этом году носят не такие широкие, подытожила она, оглядывая красную клетчатую юбку».

Вивьен Ли и Изабел Джуэл, исполнительница роли Эмми Слэттери, на съемках фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Вивьен Ли и Изабел Джуэл, исполнительница роли Эмми Слэттери, на съемках фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Вивьен Ли и Изабел Джуэл, исполнительница роли Эмми Слэттери, на съемках фильма "Унесённые ветром", 1939 г.

Кстати, женские причёски перекликались с формой юбок, чтобы силуэт оставался гармоничным. И если во времена кринолинов причёски низкие, округлые, то, когда юбки становятся более плоскими впереди и более пышными сзади, это затрагивает и причёски, и головные уборы: «А до чего же смешная шляпка! Чепцы, должно быть, уже вышли из моды, ибо на макушке у незнакомки лежал нелепый плоский блин из красного бархата. И ленты завязаны не под подбородком, как у чепцов, а сзади, под тяжёлой волной локонов, ниспадавших на шею из-под шляпки, – локонов, которые, как тотчас заметила Скарлетт, отличались от остальных волос и цветом, и шелковистостью». В фильме шляпка соломенная, но всё-таки красная. А под подбородком проходит т.н. синелевая бахрома с шариками. Видимо, ради большей вульгарности и нелепости.

Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.

Кстати, позднее, когда у неё уже будут деньги, Скарлетт перестанет считать новую моду нелепой: «А какие прелестные были шляпки – собственно, даже и не шляпки, а этакие плоские тарелочки, которые носили надвинув на один глаз, а на них – и фрукты, и цветы, и гибкие перья, и развевающиеся ленты. (Ах, если бы Ретт не был таким глупым и не сжёг накладные букли, которые она купила, чтобы увеличить пучок, торчавший у нее сзади из-под маленькой шляпки!)».

Но вернёмся к юбкам. Ширина кринолинов сильно уменьшилась, при этом сзади они постепенно становились всё более выпуклыми. Такие конструкции иногда называли "кринолеттами".

Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.

Чтобы добиться ещё большей пышности сзади, стали добавлять ещё и дополнительные накладки, т.н. "турнюры". А затем уже остались только турнюры, и они бывали самой разной формы - то подушечки, то накладки с жёсткими оборками, то полукринолинчики. Главное - добиться нужного силуэта!

Платье из фильма "Унесённые ветром", 1939 г. Хранится в Центре Гарри Рэнсома, Техасский университет (Остин) (с) www.hrc.utexas.edu
Платье из фильма "Унесённые ветром", 1939 г. Хранится в Центре Гарри Рэнсома, Техасский университет (Остин) (с) www.hrc.utexas.edu
Платье из фильма "Унесённые ветром", 1939 г. Хранится в Центре Гарри Рэнсома, Техасский университет (Остин) (с) www.hrc.utexas.edu

И в результате в начале 1870-х наряды выглядели так: «Кринолинов уже не носили, и новую моду Скарлетт находила прелестной – перёд у юбки был гладкий, материя вся стянута назад, где она складками ниспадала с турнюра, и на этих складках покоились гирлянды из цветов, и банты, и каскады кружев. Вспоминая скромные кринолины военных лет, Скарлетт немного смущалась, когда надевала эти новые юбки, обрисовывающие живот » .

Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.

Так мы вместе со Скарлетт и другими героинями за десять лет переходим от моды на кринолины к моде на турнюры. Постепенно!

Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!