Сколько нужно платьев, или Один день из жизни дамы XIX века

5 November 2019

Я уже как-то писала о том, какого типа бывали платья в ту эпоху - от утренних до вечерних, от визитных до бальных. И у всех были свои особенности. Одни скромнее, другие наряднее, одни с длинными руками и воротниками, другие с короткими рукавчиками и глубокими декольте.

Тогдашние журналы предлагали множество моделей. И давайте обратимся к такому журналу 1852 года. Что он рекомендовал, как один из вариантов гардероба на день? Да-да, на один только день. Что нужно женщине, чтобы в её туалете "были гармония и грация"?

С утра - белый пеньюар. Поскольку дело происходит зимой, то пеньюар предлагается сделать из кашемира, на светлой подкладке, и стёганый. Словом, утеплённый халат. Но одного его мало! Ещё нужны "чепчик, кофта и юбка батистовая", и всё это вышито и отделано валансьенским кружевом. И туфельки - атласные, стёганые, с бантом. Это первое, что надевает дама утром, и в чём приводит себя в порядок.

Модная иллюстрация из "Le Bon Ton", 1852. (сс) Wikimedia Commons
Модная иллюстрация из "Le Bon Ton", 1852. (сс) Wikimedia Commons

А вот к завтраку надо переодеться! Журнал предлагает голубое поплиновое платье с чёрным жилетом, отделанным чёрным кружевом, и с золотыми пуговицами. К нему белую манишку, белые рукава (в ту пору рукава платьев широкие, и, чтобы не обнажалась рука, надевали дополнительные съёмные рукавчики) и чепчик. Всё это кисейное, вышитое гладью. На чепчике - чёрные или голубые ленты, и туфли тоже или голубые или чёрные, с отделкой кружевом!

Если после этого предстоит прогулка и "нецеремонный визит", то наряд "очень прост". Платье из узорчатого тёмного шёлка с манишкой и рукавами из белого батиста, без вышивки. К нему чёрная бархатная накидка, обшитая соболем. Шляпка "тоже чёрная бархатная, обделанная кружевами, с двумя небольшими страусовыми пёрушками". И по желанию - с бархатными цветами. Соболья муфта, средней величины, и шёлковые ботиночки под цвет платья. А на них - чёрные бархатные калоши, обшитые соболем.

Модная иллюстрация из "Le Bon Ton", 1852. (сс) Wikimedia Commons
Модная иллюстрация из "Le Bon Ton", 1852. (сс) Wikimedia Commons

К обеду нужно переодеться в бархатное платье с манишкой, чепчиком и рукавами из кружев. Чепчик можно украсить бархатными лентами или цветами.

Модная иллюстрация из "Le Bon Ton", 1852. (сс) Wikimedia Commons
Модная иллюстрация из "Le Bon Ton", 1852. (сс) Wikimedia Commons

Ну и наконец - "туалет для бала есть последний наряд дня". Журнал предлагает платье из шёлка в широкую розовую и белую полоску, причём по белой идут розовые арабески. И материя эта так роскошна, что больше ничего и не надо! Ну разве что причесаться "по-гречески", надеть небольшую брильянтовую диадему, серьги в один камень, очень большое колье, браслеты и брошку. Белые атласные башмачки, длинный веер в золотой оправе, а для "выхода с бала" - белая кашемировая накидка с капюшоном, вышитая золотом.

Модная иллюстрация из "Le Bon Ton", 1852. (сс) Wikimedia Commons
Модная иллюстрация из "Le Bon Ton", 1852. (сс) Wikimedia Commons

Не беспокойтесь, большинство тогдашних женщин читало это с теми же чувствами, которые испытывает большинство читательниц нынешних глянцевых журналов. "Пальто и колготки Гуччи, жакет и сумка Шанель, браслет Картье, юбка - собственность стилиста". :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!