Сумочки маркизы де Помпадур

В XVIII веке внутри своих пышных юбок женщины прятали подвесные карманы. Это, конечно, вещь удобная. Туда можно спрятать деньги, ключи, зеркальце, носовой платок, коробочку с румянами или мушками. Словом, всякие мелочи.

Но поместиться туда могло не всё. Например, рукоделие. Вышивка, пяльцы, филейное плетение, клубки ниток... Да и класть и доставить не очень удобно. Так что где-то в середине XVIII века появляется то, что уже, собственно, можно назвать дамской сумочкой. Мягкие мешочки из ткани, довольно объёмные, вместительные, затягивающиеся шнурком.

Легенда связывает возникновение таких сумочек с именем фаворитки Людовика XV, урождённой Жанны Пуассон, которая стала маркизой де Помпадур.

"Мадам де Помпадур за вышивкой", Франсуа-Юбер Друэ, 1763-64, из коллекции Лондонской национальной галереи
"Мадам де Помпадур за вышивкой", Франсуа-Юбер Друэ, 1763-64, из коллекции Лондонской национальной галереи

Действительно ли она ввела такие мешочки в моду, сказать трудно. В её честь называлась и причёска, и платье, а в XIX веке "помпадуром" будут называть и нарядные фартучки, и лёгкую верхнюю одежду, и сорт атласа... Женщиной она была чрезвычайно влиятельной, в том числе и в области моды. Так что, наверное, уже даже и неважно, придумала ли она сама такие сумочки, или их просто назвали в её честь. Главным было то, что эти милые "помпадуры" вошли в обиход.

Вот портрет английских леди, трёх сестёр. Если присмотреться, то видно, что на столике между ними лежит белый атласный мешочек для рукоделия с ярким рисунком.

"Портрет сестёр Уолдгрейв", Джошуа Рейнольдс, 1780-81, из коллекции Национальной галереи Шотландии
"Портрет сестёр Уолдгрейв", Джошуа Рейнольдс, 1780-81, из коллекции Национальной галереи Шотландии

Постепенно дамские рукоделия стали популярным времяпровождением на светских вечерах. Этот обычай существовал довольно долго. Можно вспомнить уже начало XIX века, когда в гостиной Анны Павловны Шерер собирается блестящее общество, и "молодая княгиня Болконская приехала с работой в шитом золотом бархатном мешке". Буквально несколькими абзацами ниже Толстой называет этот мешок "рабочей сумочкой". Это и есть он, "помпадур".

"Портрет сестёр Уолдгрейв", Джошуа Рейнольдс, 1780-81, из коллекции Национальной галереи Шотландии. Деталь
"Портрет сестёр Уолдгрейв", Джошуа Рейнольдс, 1780-81, из коллекции Национальной галереи Шотландии. Деталь

Домашние помпадуры были попроще – например, из сукна, с шерстяной вышивкой. Очень популярной темой для вышивки были букеты цветов или вазы с фруктами. А вот те, с которыми ехали в гости, обычно были нарядными – ведь на них непременно обратят внимание ваши светские знакомые! Так что помпадуры делали из бархата и атласа, украшали вышивкой бисером или золотом.

В конце XVIII века появились удобные объёмные шкатулки для рукоделия со множеством отделений. И после этого нужда в мешочках для рукоделия начнёт понемногу отпадать.

Шкатулка для руколделия, конец XVIII в., из коллекции Института костюма Киото
Шкатулка для руколделия, конец XVIII в., из коллекции Института костюма Киото

Однако потомки сумочек-помпадур будут сохраняться в моде ещё долго...

Продолжение следует. )

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!