Три орешка для Золушки: Ренессанс, Принц и компания

14k full reads
16k story viewsUnique page visitors
14k read the story to the endThat's 87% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Ну что, настало время обсудить ещё один фильм о Золушке, вернее, костюмы? :) Я точно знаю, что для многих и зима не зима без чешской киносказки! Итак....

Не раз мне приходилось читать, что источник вдохновения костюмов этого фильма - Ренессанс. На мой взгляд, всё немного сложнее - местами проглядывает и Средневековье. Да и Ренессанс - он же такой разный!

Ведь пока в Италии в XV веке царило Ранее Возрождение, готовясь перейти в Высокое, Северное Возрождение ещё только готовилось к появлению на свет. И, знаете, мне кажется, что пестрота костюмов - разница в силуэтах, в отделке и прочем - здесь очень уместна. Как будто в одном месте сошлись молодой флорентиец с картин Боттичелли, солидная дама с полотна Лукаса Кранаха Старшего, основательный аристократ Ганса Гольбейна Младшего, крестьяне Питера Брейгеля Старшего, а местами где-то даже Тициан с Веронезе мелькнут! Словом, конец XV и первая половина XVI века, приправленные фантазией художников по костюмам. И спасибо им за это!

Фильм - чешско-немецкий, и художников по костюмам было двое. Теодор Пиштек отвечал за костюмы чешских актёров, а Гюнтер Шмидт - за костюмы немецких. И возможно, если бы следовали первоначальному плану - снимать летом - фильм получился бы совсем другим.

Вверху - кадр из фильма "Три орешка для Золушки", 1973. Внизу - "Охотники на снегу", Питер Брейгель Старший , 1565. Из коллекции Музея истории искусств (Вена)
Вверху - кадр из фильма "Три орешка для Золушки", 1973. Внизу - "Охотники на снегу", Питер Брейгель Старший , 1565. Из коллекции Музея истории искусств (Вена)
Вверху - кадр из фильма "Три орешка для Золушки", 1973. Внизу - "Охотники на снегу", Питер Брейгель Старший , 1565. Из коллекции Музея истории искусств (Вена)

А так зимние сцены придали фильму особое очарование. Хотя актёрам пришлось помёрзнуть...

Кадр из фильма "Три орешка для Золушки", 1973
Кадр из фильма "Три орешка для Золушки", 1973
Кадр из фильма "Три орешка для Золушки", 1973

Возьмём, к примеру, принца и его друзей на охоте. Разноцветные лосины имитируют т.н. "шоссы", штаны-чулки, которые тогда как раз начали превращаться именно в штаны - отдельные штанинки начали сшивать сзади; ну а спереди зона паха прикрывалась гульфиком. В фильме обошлись без подробностей (и правильно сделали!), и эластичные современные лосины куда удобнее настоящих шоссов (представляете, каково в таких узких штанах, да не из тянущейся ткани?)

На голове у принца фантазия на тему шаперона - популярный в Средние века головной убор, который продержался как раз до XV века. Длинный шлык, свисающий с одной стороны, можно было обмотать вокруг шеи, как шарф - что, собственно, принц и делает.

Иллюстрация из "Наставлений молодому владетелю", Жан Хеннекарт, 1468-70. Из коллекции  Bibliothèque de l'Arsenal
Иллюстрация из "Наставлений молодому владетелю", Жан Хеннекарт, 1468-70. Из коллекции Bibliothèque de l'Arsenal
Иллюстрация из "Наставлений молодому владетелю", Жан Хеннекарт, 1468-70. Из коллекции Bibliothèque de l'Arsenal

А на балу, танцуя с Золушкой, принц вполне мог бы сойти за своего (по знакомому многим ролевикам "правилу тридцати шагов" - кажется на таком расстоянии, что костюм вписывается в эпоху, ну и хорошо, годится!)... Где именно?

Кадр из фильма "Три орешка для Золушки", 1973
Кадр из фильма "Три орешка для Золушки", 1973
Кадр из фильма "Три орешка для Золушки", 1973

Да где-нибудь во Флоренции последней четверти XV века, например.

Слева - деталь картины из цикла "Новелла о Настаджо дельи Онести, Сандро Боттичелли, 1480-е, из коллекции Прадо. Справа - "Портрет молодого человека" Фра Филиппо Липпи, ок. 1485, из коллекции Национальной галереи искусств (Вашингтон)
Слева - деталь картины из цикла "Новелла о Настаджо дельи Онести, Сандро Боттичелли, 1480-е, из коллекции Прадо. Справа - "Портрет молодого человека" Фра Филиппо Липпи, ок. 1485, из коллекции Национальной галереи искусств (Вашингтон)
Слева - деталь картины из цикла "Новелла о Настаджо дельи Онести, Сандро Боттичелли, 1480-е, из коллекции Прадо. Справа - "Портрет молодого человека" Фра Филиппо Липпи, ок. 1485, из коллекции Национальной галереи искусств (Вашингтон)

А затем можно переместиться вперёд - лет на тридцать-сорок. Видите, какое у принца "декольте", открывающее значительную часть рубашки? А на рукавахмодные в эпоху Ренессанса разрезы - поначалу они были чисто функциональными - чтобы руки свободнее двигались, а затем начали играть и декоративную роль.

Слева - кадр из фильма "Три орешка для Золушки", 1973. Справа - мужской Портрет Бартоломео Венето, 1513, из коллекции Национальной галерет старинного искусства (Рим)
Слева - кадр из фильма "Три орешка для Золушки", 1973. Справа - мужской Портрет Бартоломео Венето, 1513, из коллекции Национальной галерет старинного искусства (Рим)
Слева - кадр из фильма "Три орешка для Золушки", 1973. Справа - мужской Портрет Бартоломео Венето, 1513, из коллекции Национальной галерет старинного искусства (Рим)

Отец-король то в длинных одеяниях (как и положено при его статусе), то в коротких. Обратите внимание, как деликатно прикрыли кончиком кушака область паха! Ну и если придворные слева одеты, скорее, в стиле Позднего Средневековья...

Кадр из фильма "Три орешка для Золушки", 1973
Кадр из фильма "Три орешка для Золушки", 1973
Кадр из фильма "Три орешка для Золушки", 1973

...То те, что справа - в стилистике Ренессанса.

Генри Гилдфорд,  	Ганс Гольбейн Младший , 1527. из королевской коллекции
Генри Гилдфорд, Ганс Гольбейн Младший , 1527. из королевской коллекции
Генри Гилдфорд, Ганс Гольбейн Младший , 1527. из королевской коллекции

Ну а о дамах и, главное, о Золушке мы поговорим в следующий раз! Продолжение следует!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!