Туалет Евгения Онегина, или Что можно делать перед зеркалом три часа

21k full reads
25k story viewsUnique page visitors
21k read the story to the endThat's 86% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.

Давайте сначала разберёмся в том, почему Пушкин сравнивает Онегина именно с Петром Яковлевичем Чаадаевым - тем самым философом и публицистом, которого в середине 1830-х объявят сумасшедшим, и который стал одним из прототипов Чацкого.

Пётр Чаадаев, Шарль Козина, нач. 1840-х. Из коллекции Государственного исторического музея
Пётр Чаадаев, Шарль Козина, нач. 1840-х. Из коллекции Государственного исторического музея
Пётр Чаадаев, Шарль Козина, нач. 1840-х. Из коллекции Государственного исторического музея

Дело в том, что Чаадаев одевался чрезвычайно изысканно! М. И. Жихарев, автор "Докладной записки потомству о Петре Яковлевиче Чаадаеве" писал: "Одевался он, можно положительно сказать, как никто. Нельзя сказать, чтобы его одежда была дорога, напротив того, никаких драгоценностей, всего того, что люди зовут „bijou“, на нем никогда не было. Очень много я видел людей, одетых несравненно богаче, но никогда, ни после, ни прежде, не видал никого, кто был бы одет прекраснее и кто умел бы достоинством и грацией своей особы придавать значение своему платью. В этой его особенности было что-то, что, не стесняясь, можно назвать неуловимым. На нем все было безукоризненно модно, и ничто не только не напоминало модной картинки, но и отдаляло всякое об ней помышление. Я не знаю, как одевались мистер Бруммель и ему подобные, и потому воздержусь от всякого сравнения с этими исполинами всемирного дендизма и франтовства, но заключу тем, что искусство одеваться Чаадаев возвел почти на степень исторического значения".

Итак, что же мог делать Евгений Онегин в своей уборной? "Как dandy лондонский одет", он следовал принципам дендизма, нового щегольства. Так что, скорее всего, утром он...

"Евгений Онегин в кабинете", Е. П. Самокиш-Судковская, 1908.
"Евгений Онегин в кабинете", Е. П. Самокиш-Судковская, 1908.
"Евгений Онегин в кабинете", Е. П. Самокиш-Судковская, 1908.
  • Принимал ванну. И, как герой другого романа, "Пелэм, или Приключения джентльмена" (1828) английского писателя Э. Бульвер-Литтона, делал там три вещи одновременно - "читал, вкушал пищу и нежился в тёплой воде".
  • Умывался, предварительно протерев лицо фланелью (аналог современных скрабов). Вода была прохладной, с каким-нибудь ароматизатором на спиртовой основе.
  • Тщательно чистил зубы, и в пасту могли входить, например, кора хинного дерева - для укрепления зубов, или виннокислый калий - для блеска. А затем полоскал рот ароматизированной водой - например, на вишнёвой водке.
  • Брился, разумеется!
  • Умащивал лицо кремом. Да-да, мужчины-щёголи тоже хотели, чтобы у них была мягкая белая кожа. Евгений ещё молод, так что крем от морщин ему ещё не нужен. А то можно было бы...
  • "Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей", так что нужно было сделать маникюр и смазать руки кремом. А, возможно, именно сегодня Евгений ещё и питательную маску для рук сделал!
  • Причёсывался. Сначала долго вычёсывал волосы частым гребешком, а затем приглаживал щёткой. И, возможно, наносил "античное масло". И укладывал свою модную стрижку так, чтобы она казалась естественно-небрежной.
  • Надевал бельё - сорочку и кальсоны. И это тоже целое дело! Сорочка должна быть белоснежной, хороши сшитой, с высоким батистовым или перкалевым воротником.
  • "Но панталоны, фрак, жилет - всех этих слов на русском нет..." Слова только появлялись, а вещи уже были, и требовали особого внимания.
А.М. Голицын, Орест Кипренский, 1819. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи
А.М. Голицын, Орест Кипренский, 1819. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи
А.М. Голицын, Орест Кипренский, 1819. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи
  • Панталоны с высокой посадкой должна были идеально сидеть и подчёркивать красоту ног. Под них надевали носки, и у Евгения они наверняка с изящной вышивкой! Крепились они подвязками. И цвет носков должны был гармонировать с панталонами. Наверняка денди Онегин и не подумал бы надеть к чёрным панталонам белые носки.
  • Галстук. Да галстук один заслуживает отдельного романа в стихах! Сначала выбрать - а у Евгения их наверняка было немало. И цвет должен был соответствовать случаю, настроению, времени года. Затем нужно ещё пострадать и выбрать узел. Узлов было множество - например, в 1829 в Москве вышло руководство по повязыванию галстуков, и узлов там было сорок! И только потом можно было приступить к, собственно, завязыванию. Онегин ни за что не стал бы хитрить и пользоваться готовым, о нет. Он наверняка проводил не менее часа, добиваясь того, чтобы складки легли, как надо. И, может быть, к концам галстука была пришита тесьма, которую пропускали под мышками, на спине она перекрещивалась, а выведенные вперёд концы пришпиливались. Под жилетом-то не видно!
  • Жилет - плотный, со шнуровкой на спине, плотно обтягивающий тело - едва ли не как дамский корсет, призванный подчеркнуть талию. И обязательно модной расцветки! Онегин ещё молод, и корсет - или утягивающий пояс - ему не нужен. А так можно было бы...
  • Поскольку туалет утренний, то Евгений, скорее всего, надевал утренний сюртук. Ну или цветной фрак.
С.С. Уваров, Орест Кипренский, 1819. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи
С.С. Уваров, Орест Кипренский, 1819. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи
С.С. Уваров, Орест Кипренский, 1819. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи
  • Обувь! Возможно, сапоги - разумеется, начищенные и сверкающие. И, возможно, панталоны он выпускал уже поверх сапог. А возможно, строгие чёрные туфли.
  • Думаете, всё? Как бы не так! А аксессуары?.. Булавка для галстука, идеально гармонирующая с нарядом нужна? Нужна! Уверена, у Евгения она была с камеей - просто, но изысканно.
  • Часы! "...Пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед". Идеальный вариант для городских прогулок. Скорее всего, Онегин носил их в левом кармашке жилета на короткой цепочке или шнуре. Интересно, что он выбрал? Золотую цепочку? Шнурок, сплетённый из волос очередной поклонницы? Вот это вряд ли, с его-то характером.
Модная гравюра из цикла "Costume Parisien", 1819. (сс) Wikimedia Commons
Модная гравюра из цикла "Costume Parisien", 1819. (сс) Wikimedia Commons
Модная гравюра из цикла "Costume Parisien", 1819. (сс) Wikimedia Commons
  • Сегодня холодно? Возможно, стоит, накинуть плащ с пелериной и красивой подкладкой?
  • Трость. Элегантная, не такая изысканная, как для вечера, но и не такая простая, как для раннего утра.
  • Ещё непременно нужно захватить красивый бумажник и портрезор (специальный кошелёчек для монет).
  • Цилиндр - боливар.
  • Перчатки!

И вот только теперь можно ехать гулять "на просторе".

Три часа? Да это не так уж и много! :) А ведь впереди вечер и нужно собираться в театр или на бал...

В последнем вкусе туалетом
Заняв ваш любопытный взгляд,
Я мог бы пред ученым светом
Здесь описать его наряд...

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!