Вера Мухина: не только "Рабочий и колхозница"

26 November 2019
11k full reads
2 min.
13k story viewsUnique page visitors
11k read the story to the endThat's 82% of the total page views
2 minutes — average reading time

Сегодня имя Веры Мухиной, одного из самых именитых скульпторов советской эпохи, ассоциируется в основном с монументом "Рабочий и колхозница".

Советский павильон на Всемирной выставке в Париже, увенчанный скульптурой В. И. Мухиной, 1937. (сс) Wikimedia commons
Советский павильон на Всемирной выставке в Париже, увенчанный скульптурой В. И. Мухиной, 1937. (сс) Wikimedia commons
Советский павильон на Всемирной выставке в Париже, увенчанный скульптурой В. И. Мухиной, 1937. (сс) Wikimedia commons

Увлекающиеся историей искусства могут вспомнить и другие её работы - например, памятник Чайковскому у московской Консерватории. Однако Мухина занималась не только монументальным искусством! Были в её биографии и страницы, связанные с модой.

Портрет Веры Мухиной, Михаил Нестеров, 1940. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи
Портрет Веры Мухиной, Михаил Нестеров, 1940. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи
Портрет Веры Мухиной, Михаил Нестеров, 1940. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

Началось всё с театра. Ещё в 1915-16 она создала ряд эскизов декораций и костюмов для нескольких спектаклей Камерного театра. Так, например, Алиса Коонен в "Покрывале Пьеретты" выступала в многослойном платье, напоминающем лепестки цветка - по эскизу Мухиной. На самом деле в театр молодая Вера Игнатьевна тогда пришла заниматься тем, что её увлекало больше всего - лепкой, однако и в костюмах попробовать себя тоже оказалось интересно.

Алиса Коонен в спектакле "Покрывало Пьеретты" и эскиз костюма Пьеретты работы В. Мухиной, 1916. (с) lamanova.com
Алиса Коонен в спектакле "Покрывало Пьеретты" и эскиз костюма Пьеретты работы В. Мухиной, 1916. (с) lamanova.com
Алиса Коонен в спектакле "Покрывало Пьеретты" и эскиз костюма Пьеретты работы В. Мухиной, 1916. (с) lamanova.com

Позднее три художницы - Александра Экстер (да-да, одна из "амазонок русского авангарда"), Вера Попова (сестра ещё одного прекрасного мастера, Любови Поповой) и Вера Мухина объединились и создали артель. Как вспоминала Вера Игнатьевна, "мы делали разнообразные шляпы, сумки, пояса и другие декоративные вещи из крашеной рогожки и мочала". Это самое начало 1920-х - можете представить, насколько туго было тогда с материалами для модных товаров. Но настоящим художника это не помеха!

Эскиз костюма Бертрана к драме "Роза и Крест", В. Мухина, 1916. (сс) Wikimedia Commons
Эскиз костюма Бертрана к драме "Роза и Крест", В. Мухина, 1916. (сс) Wikimedia Commons
Эскиз костюма Бертрана к драме "Роза и Крест", В. Мухина, 1916. (сс) Wikimedia Commons

Позднее Вера Попова эмигрировала, а Экстер и Мухина продолжали работать в мастерской, которую он им оставила. Сама Вера Игнатьевна потом вспоминала: "В этой мастерской мы с Александрой Александровной старались заработать. Придумали делать пояса и шляпы из рогожи. Красили, отделывали эти пояса горохом – зеленые, красные, получались удивительные вещи. Экстер была знакома с Ламановой. Ламанова – невероятный новатор. Она восхитилась нашими шляпами и стала давать нам заказы",

Именно тогда Мухина подружилась с Надеждой Петровной Ламановой, легендарным кутюрье ещё дореволюционной эпохи. Она создавала тогда наряды и для императрицы Александры Фёдоровны, и для её сестры Елизаветы Фёдоровны, и для множества аристократок и представительниц богемы, и тоже сотрудничала с театром. А теперь, после революции, вливалась в новый мир.

Эту дружба длилась двадцать лет, вплоть до смерти Ламановой в 1941. "Я с ней дружу больше, чем с кем-либо. Часами могла беседовать с нею, сама — на стуле, Надежда Петровна в качалке, шутка ли — старше на двадцать восемь лет, а не ощущается разницы. Умная, легкая на подъем, а сколько вкуса, такта, обаяния!"

Возможно, именно эта дружба и подталкивала Мухину активно заниматься не только скульптурой, но и модой. Она принимала участие в работе "Мастерских современного костюма" (экспериментальной лаборатории новых форм одежды), секции костюма при Государственной Академии художественных наук. Позднее, когда в 1933 будет основан Московский Дом моделей одежды, Мухина станет членом худсовета.

Страницы альбома "Искусство в быту", 1925.(с) lamanova.com
Страницы альбома "Искусство в быту", 1925.(с) lamanova.com
Страницы альбома "Искусство в быту", 1925.(с) lamanova.com

В 1925 году вышел альбом "Искусство в быту". Надежда Петровна создавала модели и выступала как теоретик, а Мухина - как практик, зарисовывая их и дополняя. Альбом был предназначен не для профессиональных портних, а для обычных женщин. Красиво, практично, и... да, это искусство!

В том же году они приняли участие во Всемирной выставке в Париже. Их простые платья (опять-таки представьте себе дефицит материалов!) всё равно смогли выделиться на фоне роскоши и блеска нарядов из мира Высокой моды. Так что работы Мухиной и Ламановой получили Гран при за "за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением".

Страницы альбома "Искусство в быту", 1925. (с) lamanova.com
Страницы альбома "Искусство в быту", 1925. (с) lamanova.com
Страницы альбома "Искусство в быту", 1925. (с) lamanova.com

Однако, наверное, мой самый любимый образец работы Мухиной в области моды - эскиз платья из жёсткой шёлковой тафты. В 1923 открылось "Ателье мод" при тресте "Москвошвей", и вышел первый, и, увы, единственный номер. В этом первом советском журнале мод и был опубликован эскиз. Эстрадное платье-бутон стало легендарным!

Эскиз платья из журнала "Ателье", 1923.
Эскиз платья из журнала "Ателье", 1923.
Эскиз платья из журнала "Ателье", 1923.

А в 1940-х Вера Игнатьевна продолжала создавать эскизы театральных костюмов.

Словом, монументы монументами... но и без моды не обошлось!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!