Волшебные платья советской Золушки

13 May 2019

Если ты фея, то создать достойное платье очень легко - нужно всего лишь взмахнуть волшебной палочкой, и лохмотья превращаются в бальный наряд.

А теперь представьте, каково это было - делать сказочные, нарядные костюмы в Ленинграде, который только-только начал оправляться после войны?.. Знаете, когда было принято решение о съёмках? В конце мая 1945. А в прокат он вышел в 1947. Так что создатели фильма, по сути, те самые Настоящие Феи, которые смогли сотворить чудо.

Фантазия художника по костюмам Николая Акимова породила костюмы именно сказочные. Времена и эпохи причудливо смешались - тут Ренессанс, там XVIII век, а там и вовсе Средневековье мелькнёт... Но это же сказка!

Созданная местами из штор. Но кто увлекается историческими костюмами, тот знает - это отличный материал! И стыдиться тут нечего. Наоборот, можно только восхищаться людьми, которые творили сказку буквально из всего, что было под рукой. Спасибо Фаине Раневской за обрезки шифона - кто знает, каким бы получилось платье Золушки без них...

Да-да, давайте рассмотрим самые, пожалуй, главные платья! То, в котором Золушка отправляется на бал, и то, в котором она становится настоящей принцессой.

Плакат к фильму Золушка, 1947
Плакат к фильму Золушка, 1947

Художника по костюмам явно вдохновила середина XIX века с пышными юбками на кринолинах (специальных каркасах в форме купола). Носили тогда и корсажи с заострёнными лифами. И у бальных платьев были короткие рукава и вырезы, открывающие шею и грудь. А юные девицы чаще всего носили именно такие, светлые воздушные наряды из лёгких тканей.

Кадр из фильма "Золушка", 1947 (колоризованная версия 2009)
Кадр из фильма "Золушка", 1947 (колоризованная версия 2009)

Вот разве что у настоящего платья той поры декольте открывало бы плечи и рукава были бы другой формы и покороче.

Зато сколько материалов использовано! Тут вам и атласный лиф, и узорчатые узкие нижние рукава, и воздушные тюлевые поверх них, и кружево по краю выреза... Кстати, снова спасибо Раневской и чешскому бра, которое разобрали на отдельные бусинки, пустив их на головной убор Феи. Не исключено, что на платье Золушки тоже они. Немного хрусталя не повредит, даже если это не туфельки!

Кадр из фильма "Золушка", 1947 (колоризованная версия 2009)
Кадр из фильма "Золушка", 1947 (колоризованная версия 2009)

В детстве меня особенно занимала юбка Золушки. Кринолин под ней не очень длинный, судя по тому, как ведёт себя подол платья в движении. А сама юбка, по всей видимости, из нескольких слоёв, с отделкой атласными бантиками.

Второе платье - того же типа. Атласный блестящий лиф, пышная матовая юбка и пышные же рукава с крылышками. Но...

Кадр из фильма "Золушка", 1947 (колоризованная версия 2009)
Кадр из фильма "Золушка", 1947 (колоризованная версия 2009)

У этого платья вырез треугольный, лиф не гладкий, а с вышивкой, и рукава длинные, очень пышные, с высокими атласными манжетами. И в отделке рукавов почти теряется тесьма с блёстками, которая перехватывает их выше и ниже локтя...

Кадр из фильма "Золушка", 1947 (колоризованная версия 2009)
Кадр из фильма "Золушка", 1947 (колоризованная версия 2009)

Юбка, в отличие от предыдущей, без отделки. В ней, судя по всему, тоже несколько слоёв, причём поверх блестящего надет матовый, с разрезом впереди. И, главное, она не на круглом кринолине XIX века. Больше похоже на фижмы XVIII, плоские спереди и сзади и широкие в боках.

Кадр из фильма "Золушка", 1947 (колоризованная версия 2009)
Кадр из фильма "Золушка", 1947 (колоризованная версия 2009)

А если посмотреть сзади, то это даже больше похоже на т. н. "бамролл" конца XVI века (валик из ткани, который чем-то напоминает... да спасательный круг! их носили на бёдрах для придания пышности юбкам).

Кадр из фильма "Золушка", 1947 (колоризованная версия 2009)
Кадр из фильма "Золушка", 1947 (колоризованная версия 2009)

Словом, эклектика! Но сказочная. А, учитывая обстоятельства, настоящее чудо...

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!