Высокие причёски XVIII века: мифы и правда

39k full reads
45k story viewsUnique page visitors
39k read the story to the endThat's 87% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

В популярном представлении XVIII век - это эпоха высоких женских причёсок. Да ещё и с экстравагантными украшениями, например, корабля с парусами. И в современных магазинах маскарадных костюмов к нарядам в стиле галантного века почти обязательно предлагают пышные белые парики.

Но всё не так просто! Начнём с того, что париков женщины в XVIII веке почти не носили. Мужчины - да, а женщины - нет. Разве что необходимо было скрыть какой-нибудь дефект. Ещё дамы иногда подражали мужским причёскам и могли надеть парик к костюму для верховой езды.

А в целом же дамы обходились собственными волосами. И на протяжении почти всего века причёски оставались невысокими. Их украшали лентами, цветами, нитками жемчуга, и укреплёнными сбоку "помпонами" (розетками из кружев, цветов, драгоценностей).

Мадам де Помпадур, Франсуа Буше, 1759 г., из Собрания Уоллеса (Лондон). Икона стиля середины века с модной причёской той поры.
Мадам де Помпадур, Франсуа Буше, 1759 г., из Собрания Уоллеса (Лондон). Икона стиля середины века с модной причёской той поры.
Мадам де Помпадур, Франсуа Буше, 1759 г., из Собрания Уоллеса (Лондон). Икона стиля середины века с модной причёской той поры.

Во второй половине века причёска стала чуть повыше, и для её создания уже могла понадобиться небольшая подкладка-подушечка, на которую волосы начёсывались.

И только во второй половине 1770-х годов настанет царство высоких причёсок. При этом продлится оно недолго, чуть больше пяти лет. Однако именно этим причёски произвели на современников такое впечатление, что и в глазах потомков именно они остались символом XVIII века!

Модная гравюра второй половины 1770-х с причёсками и "пуфами".
Модная гравюра второй половины 1770-х с причёсками и "пуфами".
Модная гравюра второй половины 1770-х с причёсками и "пуфами".

В немалой степени их популярности поспособствовала главная икона стиля той поры, французская королева Мария Антуанетта. Её личный парикмахер Леонар создавал причёски, а модистка королевы, Роза Бертен, помогала с их украшением. Другие дамы стремились подражать королеве, и вскоре эта мода охватила Европу.

Протрет Марии Антуанетты кисти неизвестного художника по портрету Готье д'Аготи 1770-х, из коллекции музея в Сен-Кантене
Протрет Марии Антуанетты кисти неизвестного художника по портрету Готье д'Аготи 1770-х, из коллекции музея в Сен-Кантене
Протрет Марии Антуанетты кисти неизвестного художника по портрету Готье д'Аготи 1770-х, из коллекции музея в Сен-Кантене

На голове у женщины парикмахер создавал сложное сооружение и из собственных волос, и накладных - с помощью проволоки, ткани, конского волоса и прочих материалов. Сверху огромную причёску часто покрывал пышный головной убор, нечто вроде чепчика из нескольких метров ткани, т.н. "пуф". И всё это украшали самым фантастическим образом!

Современники писали: «Мы видим на одном уборе открытие парламента, на другом заключение мира между русскими и турками, на третьем битву при Иври и Генриха IV, или даже английский сад, короче, все события древности и современности». А на голове у герцогини де Шуазель однажды раскинулся "сад, с травой и цветами, журчащим ручьём и крошечной ветряной мельницей, украшенной драгоценными камнями и приводимой в движение часовым механизмом".

Карикатура 1770-х, изображающая причёску с цветочным садом
Карикатура 1770-х, изображающая причёску с цветочным садом
Карикатура 1770-х, изображающая причёску с цветочным садом

Темой для причёски могло послужить что угодно, от театральной премьеры до военной победы. Так, например, в 1778 г. фрегат французского флота "Belle Poule" ("прекрасная курочка") смог уцелеть в военном конфликте с англичанами, и это было воспринято французами, как важная победа. Причёска "a-la Belle Poule" немедленно вошла в моду, и, пусть и продержалась в ней всего несколько недель (мода менялась быстро!), навсегда осталась в истории. Хотя она, замечу, была далеко не самой экстравагантной.

Карикатура 1780-х, изображающая причёску "Независимость и Триумф Свободы" (имеется в виду борьба США за независимость)
Карикатура 1780-х, изображающая причёску "Независимость и Триумф Свободы" (имеется в виду борьба США за независимость)
Карикатура 1780-х, изображающая причёску "Независимость и Триумф Свободы" (имеется в виду борьба США за независимость)

Проходить с таки сооружением на голове можно было неделю-другую. Затем его разбирали и делали новое. Спать приходилось в специальных колпаках. Иногда надевали сетку, которая закрывала и причёску, и лицо, и шею. Часть украшений и локонов на ночь можно было открепить... однако наутро снова нужно было приводить это в порядок.

Дам, которые носили такие высокие причёски, критиковали, высмеивали. Тогдашняя пресса была полна карикатур на дам, которые сидят в каретах на полу из боязни испортить высокую причёску...

Карикатура 1780-х, изображающая парикмахера, колдующего над высокой женской причёской, и мужчину с секстантом ( навигационным инструментом, который использовали для измерения высоты Солнца и других объектов над горизонтом).
Карикатура 1780-х, изображающая парикмахера, колдующего над высокой женской причёской, и мужчину с секстантом ( навигационным инструментом, который использовали для измерения высоты Солнца и других объектов над горизонтом).
Карикатура 1780-х, изображающая парикмахера, колдующего над высокой женской причёской, и мужчину с секстантом ( навигационным инструментом, который использовали для измерения высоты Солнца и других объектов над горизонтом).

Были такие сатирические картинки и в России. Хотя, заметим, при российском дворе высоких причёсок не носили! Это было время царствования Екатерины II. И она, женщина практичная, наложила на них запрет.

Но уже в начале 1780-х эти огромные причёски перестали носить - их сменили пышные, но не очень высокие. Что ж, это была краткая, но запомнившаяся на века мода!

Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!