Выставка "Фаберже и придворные ювелиры"

21 November 2019

В Государственном историческом музее вчера открылась новая выставка. И это настоящий пир для глаз! Период, который она представляет, не так и долог - с середины XIX века по начало XX. Но это и к лучшему. И без того относительно небольшой зал буквально перенасыщен красотой - работами лучших мастеров серебряного и золотого дела.

Сейчас на слуху разве что Карл Фаберже, но ведь не Фаберже единым было сильно ювелирное искусство!

Разделов на выставке три. Первый - самый обширный. Это декоративно-прикладное искусство.

Например, сервизы (чайные, кофейные, для крюшонов, дорожные), от чашек до ваз для фруктов, от канделябров до столовых приборов. Массивно, роскошно, и драгоценные металлы там в таком объёме, что вскоре перестают восприниматься драгоценными.

Ваза, фирма"Nichols & Plinke", Санкт-Петербург, 1867. Серебро; литьё, чеканка, гравировка
Ваза, фирма"Nichols & Plinke", Санкт-Петербург, 1867. Серебро; литьё, чеканка, гравировка
Набор для крюшонов, фирма П.А. Овчинникова, Москва, 1889. Серебро; литьё, чеканка, гравировка, золочение
Ваза, фирма"Nichols & Plinke", Санкт-Петербург, 1867. Серебро; литьё, чеканка, гравировка

Вот это, наверное, мой самый любимый экспонат. Я поначалу даже подумала, что эта солонка почему-то в мешочке из ткани... но нет. :)

Фирма "Сазиков", Санкт-Петербург, 1872. Серебро; литьё, чеканка, гравировка, золочение
Фирма "Сазиков", Санкт-Петербург, 1872. Серебро; литьё, чеканка, гравировка, золочение

А этот ларец жители Москвы преподнесли великой княгине Ксении Александровне и её супругу, Александру Михайловичу, по случаю венчания.

Ларец, фирма А. А. Овчинникова, Москва, 1894. Серебро, бриллианты, алмазы, альмандины, рубины, аметисты, цитрины, пироп, шпинель, эмаль; литьё, чеканка, гравыировка, скань, живопись, золочение
Ларец, фирма А. А. Овчинникова, Москва, 1894. Серебро, бриллианты, алмазы, альмандины, рубины, аметисты, цитрины, пироп, шпинель, эмаль; литьё, чеканка, гравыировка, скань, живопись, золочение

Украшений на выставке не так много, как хотелось бы. И, увы, фотографировать их очень сложно.

Браслет, фирма И.Д. Чичелева, Москва, последняя четверть XIX века. Золото, жемчуг, рубины, эмаль; чеканка, просечка
Браслет, фирма И.Д. Чичелева, Москва, последняя четверть XIX века. Золото, жемчуг, рубины, эмаль; чеканка, просечка
Брошь, Москва, последняя четверть XIX века. Золото, серебро, алмазы, жемчуг; монтировка
Браслет, фирма И.Д. Чичелева, Москва, последняя четверть XIX века. Золото, жемчуг, рубины, эмаль; чеканка, просечка

Самое прекрасное, что есть в этом разделе - пожалуй, миниатюра с изображением прекрасной княгини Зинаиды Юсуповой. И она сама восхитительна, и оформление.

Фирма К. Фаберже, художник В. Зуев, мастерская Г. Вигстрёма (рамка). Слоновая кость, гуашь, золото, серебро, эмаль, алмазы, жемчуг, стекло, бархат, муар; живопись, гильонировка, вальцовка
Фирма К. Фаберже, художник В. Зуев, мастерская Г. Вигстрёма (рамка). Слоновая кость, гуашь, золото, серебро, эмаль, алмазы, жемчуг, стекло, бархат, муар; живопись, гильонировка, вальцовка

Честно признаюсь, раздел, посвящённый церковному искусству, оставил меня равнодушной. Оно весьма традиционно. Единственное, что отозвалось - икона Святой Веры Римской, с очень лаконичным окладом и сверкающим крестом в руках, единственным ювелирным акцентом.

Мастерская Д. Л. Смирнова, Москва, ок. 1905. Серебро, н/д металл, бриллианты, дерево, холст, масло, атлас; чеканка, гравировка
Мастерская Д. Л. Смирнова, Москва, ок. 1905. Серебро, н/д металл, бриллианты, дерево, холст, масло, атлас; чеканка, гравировка

Зато открытием стал раздел серебра русской армии! Целая сфера для приложения ювелирного мастерства. "Календарь, насыщенный разнообразными памятными датами, викториальными днями и ежегодными полковыми праздниками, а также многочисленные традиции российской армии, предусматривающие регулярные полковые обеды, чествование уходящих в отставку сослуживцев и прочие торжества, давали немало поводов для поднесения дорогих подарков".

Пожалуй, мой фаворит - сосуд в виде горящей гранаты (!!), дар одного полковника одному генерал-фельдмаршалу...

Мастерская Е. Т. Самошина, Москва, 1911. Серебро; литьё, чеканка, гравировка, золочение
Мастерская Е. Т. Самошина, Москва, 1911. Серебро; литьё, чеканка, гравировка, золочение

Однако сразу хочу предупредить, что изделий фирмы Фаберже не так и много. И пресловутых яиц тоже только три, и то из них от Фаберже только одно. Однако это опять-таки к лучшему - повод открыть для себя новые имена!

Выставка будет идти до 30 апреля, время есть.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!