Что за "музыкальные обои" появились еще в 19 веке, но получили признание как стиль музыки лишь в 1970-х?

23 November 2020
Что за "музыкальные обои" появились еще в 19 веке, но получили признание как стиль музыки лишь в 1970-х?

На рубеже 19 и 20 веков французский композитор-новатор Эрик Сати, один из представителей импрессионизма в музыке, представил публике новый музыкальный стиль - "меблировочная" (или "обстановочная") музыка. По замыслу композитора, такая музыка должна была стать "музыкальными обоями" и сопровождать человека везде - в магазине, дома, во время приёма гостей, на прогулке.

Надо сказать, что Сати слыл настоящим эксцентриком в мире музыки. Его "музыкальные обои" представляли собой минималистические, однообразные и мало отличающиеся друг от друга мелодии, которые предлагалось повторять неопределенное количество раз. В конце одной из своих пьес, которая называется Vexations (что в переводе с французского означает "Досада, раздражение"), Сати указал "исполнить 840 раз". Надо ли говорить, что современники восприняли "меблировочную музыку" Сати как очередное чудачество и дурную шутку композитора, и новый стиль был подвергнут жёсткой критике.

Удивительно, но эксперименты Сати нашли своё продолжение только спустя примерно 70 лет. Считается, что "меблировочная музыка" композитора стала предтечей одного из популярных в наши дни музыкальных стилей. Знаете ли вы, о каком стиле музыки идет речь?

Видео: Eric Satie - Gymnopédies No. 1 (1888)

Сам Эрик Сати считал, что его "музыкальные обои" призваны не развлекать или радовать слушателя красотой, а просто "заполнять собой пустое место", не привлекая к себе особого внимания. Это был своеобразный вызов классической музыке с ее глубиной смыслов и многозначительностью. Несмотря на то, что музыкальное новаторство Сати было принято довольно прохладно, несколько бизнесменов Парижа даже заказали композитору "меблировочную музыку" для своих магазинов и салонов. Впрочем. это не имело какого-то успеха, и после смерти композитора (в 1925 году) о его экспериментах надолго забыли.

Считается, что Эрик Сати значительно опередил своё время. Идеи композитора начали вновь активно развиваться в 60-70-х годах 20 века с возрождением интереса к "минималистической" музыке, а наибольшего расцвета достигли в 1990-х. Концепция "музыкальных обоев" или "фоновой" музыки успешно воплотилась в музыкальном стиле эмбиент и его производных, в частности, в популярном в наши дни стиле чилл-аут.

Одним из "родоначальников" современной Ambient музыки считается Брайан Ино (Brian Eno), выпустивший в 1978 году альбом Ambient: Music For Airports (Эмбиент: Музыка для аэропортов). Собственно, этот альбом и дал название новому музыкальному стилю. Музыкант не просто признавал влияние экспериментов Эрика Сати на своё творчество, но и совершенствовал их техническое воплощение, добавив к повторяющимся элементам необычные шумы, технологичные звуки и особое "обволакивающее" звучание. Надо ли говорить, что сама идея "Музыки для аэропортов" полностью поддерживала концепцию "фоновых" и не привлекающих к себе внимания "музыкальных обоев".

Стиль ambient (эмбиент) уже с конца 1970-х начал бурно развиваться и породил целый пласт новой музыкальной формации с ее многочисленными подстилями - даб, нью-эйдж, сайбиент и многие другие, в том числе наиболее популярный в наши дни чилл-аут. Интересно, что сегодня записи произведений Эрика Сати, сыгранные в 1880-1920х годах, буквально "разобраны на цитаты" создателями современной эмбиент и чилл-аут музыки, и в виде сэмплов активно используются при написании новых треков. Таким образом, творчество композитора получило "второе рождение" спустя огромный период забвения.

А вам нравится стиль эмбиент и чилл-аут?

Все изображения и видео взяты из открытых источников.

Поставьте лайк, если эта статья вам понравилась и вы узнали что-то новое.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы проверить свои знания и узнавать интересные и любопытные факты обо всём на свете.