"Чудо на Гудзоне" по лениниградски в 1963 году

183 full reads

15 января 2009 года авиалайнер Airbus A320-214 авиакомпании US Airways вылетев из аэропорта Нью-Йорка столкнулся со стаей птиц, в результате чего у него отказали оба двигателя. Экипаж принял решение сажать самолёт на воду реки Гудзон и сделал это.

Самолёт благополучно сел на воду, что в СМИ сразу назвали "Чудом на Гудзоне".

Airbus после приземления на реку Гудзон
Airbus после приземления на реку Гудзон

Аналогичный случай (и с таким же хорошим концом) случился в СССР 21 августа 1963 года.

Новый ТУ-124 (выпущен в марте 1962 года) вылетел из таллинского аэропорта Юлемисте в направлении Москвы в 08.55.

После взлёта командир как положено дал команду убрать шасси. Не тут-то было! Носовое шасси заклинило в полусобранном положении. Было решено сажать самолёт, но так как над Таллином был сильный туман его направили в ленинградский "Пулково".

Экипаж борта СССР-45021. Слева направо: бортмеханик Виктор Смирнов, штурман Виктор Царёв, бортрадист Иван Беремин, капитан воздушного судна Виктор Мостовой и второй пилот Василий Чеченев
Экипаж борта СССР-45021. Слева направо: бортмеханик Виктор Смирнов, штурман Виктор Царёв, бортрадист Иван Беремин, капитан воздушного судна Виктор Мостовой и второй пилот Василий Чеченев

После подлёта к Ленинграду в 11.00 самолёт на малой высоте начал вырабатывать авиатопливо.

Пассажиры волновались, но бортпроводник Александра Александрова смогла их успокоить.

Когда топлива осталось на полчаса полёта остановился левый двигатель (в него не поступало топливо). Это осложнило ситуацию и диспетчеры разрешили лететь к "Пулково" через центр Ленинграда по короткому маршруту.

Прямо над историческим центром города остановился второй двигатель и самолёт начал падение, угрожая врезаться в купол Исаакиевского собора.

Исаакиевский собор
Исаакиевский собор

Командир был опытный и первым делом отвернул от города в сторону Невы. Второй пилот Чеченев раньше служил в морской авиации и владел техникой приземления на воду гидросамолётами. Он и взял на себя управление.

Главное было не допустить заныривания самолета и удара хвостовой части о воду. А также (что не менее важно) не врезаться в многочисленные мосты над рекой.

В 12.15 самолет приводнился перед Финляндским железнодорожным мостом. При посадке никто не пострадал. На счастье пассажиров экипажа по реке шел паровой буксир "Буревестник", который оттащил самолёт к причалу. Пассажиры и экипаж, не получившие ни царапины перебрались на берег.

Река Нева и Финляндский железнодорожный мост в Санкт-Петербурге: аэрофотосъёмка
Река Нева и Финляндский железнодорожный мост в Санкт-Петербурге: аэрофотосъёмка

Самолёт был признан негодным к полётам и позже утилизирован.

Экипаж вместо благодарностей попал под следствие.

Причиной поломки шасси оказалось то, что вылетел болт, закреплявший шасси. Он вообще остался на взлётном поле в Таллине. Этот же дефект был обнаружен ещё у семи самолетов ТУ-124

Экипаж в конце-концов признали невиновным в ЧП и допустили к работе. Никого не представили к государственной награде.

Поддержите автора лайком и комментарием, это ваш персональный ценный вклад в создание будущих публикаций. И не забудьте подписаться, новые материалы выходят каждый день!

💥Все статьи канала "История и культура Евразии" за 2019 год