Григорий Речкалов - второй по результативности советский лётчик-ас Великой Отечественной войны

18k full reads

Перед войной будущий второй по результативности советский лётчик-ас Григорий Речкалов был отчислен со службы из-за дальтонизма (не имеет возможности различать цвета).

Во время учёбы в Пермской военной школе лётчиков он проходя медкомиссию, просто выучив цвета предлагаемых для проверки карточек. Потом два года прослужил в авиаполку и даже участвовал в походе в Бессарабию. И также благополучно проходил все медкомиссии.

Но буквально за день до войны в военно-врачебной комиссии попались въедливые врачи и его забраковали.

Ну а 22 июня 1941 года началась война и все просто забыли о медицинском заключении. Надо было воевать, а лётчиков уже не хватало.

Григо́рий Андре́евич Речка́лов (9 февраля 1918 или 1920 — 22 декабря 1990) — советский военнослужащий, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (1943, 1944). Лётчик-ас Великой Отечественной войны, генерал-майор авиации.
Григо́рий Андре́евич Речка́лов (9 февраля 1918 или 1920 — 22 декабря 1990) — советский военнослужащий, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (1943, 1944). Лётчик-ас Великой Отечественной войны, генерал-майор авиации.

И 27 июня 1941 года он сбил первый свой самолет - Ме-109. И сбил его на старом И-153, выпустив реактивный снаряд (применялась для поражения наземных целей) в хвост немецкого самолёта.

За первый месяц боёв он сбил 5 вражеских самолётов. Однако и его самого сбили, но он сумел привести самолёт на аэродром, хоть и был ранен.

Ранение оказалось очень тяжелым и Речкалов восемь месяцев лечился в госпитале. Как только немного подлечился он стал засыпать командование рапортами с просьбой направить на фронт. Но получал отказ!

А ведь быть лётчиком была его мечта с детства!

После ранения его отправили в запасной авиационный полк. Здесь он освоил Як-1, и сбежал в апреле 1942 года в свой полк, который переименовали в 16-й гвардейский истребительный авиационный полк.

Здесь освоил американский истребитель "Аэрокобра". Хотя вначале летал на Як-1.

Белл P-39 «Аэрокобра» (англ. Bell P-39 Airacobra) — американский истребитель периода Второй мировой войны, отличавшийся необычной для своего времени компоновкой (двигатель располагался сзади кабины пилота и был связан с воздушным винтом длинным валом).
Белл P-39 «Аэрокобра» (англ. Bell P-39 Airacobra) — американский истребитель периода Второй мировой войны, отличавшийся необычной для своего времени компоновкой (двигатель располагался сзади кабины пилота и был связан с воздушным винтом длинным валом).

До декабря 1942 года он сбил 4 самолета лично и два в составе группы. Был награжден орденом Красного Знамени.

Речкалов принял активное участие в воздушных боях на Кубани. Здесь немцы пытались зацепиться, создав линию оборону "Голубая линия". Советские части пытались окружить отходившие с Кавказа войска вермахта, немцы старались не допустить этого.

Воздушные бои были ожесточенными и огромное значение имела тактика боя. Только грамотная групповая тактика позволяла приблизиться на к противнику на дистанцию огня с близкой дистанции.

Речкалов великолепно освоился в этих групповых поединках и за две недели боев сбил 19 вражеских самолётов (причем в одном бою три истребителя).

Благодаря таким лётчикам как Речкалов превосходство в воздухе осталось за советскими лётчиками.

24 мая 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К июлю 1944 года он сбил 48 вражеских самолётов. Но в реальности он сбил 52 самолета - просто документы о 4 сбитых в начале войны где-то затерялись. Но всё равно 1 июля 1944 года ему присвоили звание дважды Героя Советского Союза.

С июля 1944 года 26-и летний летчик стал временно исполнявшим обязанности командира 16-го полка. Здесь он себя проявить не смог, так как часто забывал о том, что он командир и вступал в бой.

Поэтому, 15 апреля 1945 года его сняли с должности и назначили инспектором по пилотированию 6-го гвардейского истребительного корпуса. Больше боевых вылетов он не совершал.

Официально считается, что он сбил 56 самолетов лично и 6 в группе.

После войны Речкалов стал генерал-майором и в 1959 году был уволен в запас. В 1961 году Речкалов поступил на факультет журналистики МГУ. После этого прожил еще большую жизнь, хотя наверное очень хотел еще раз подняться в воздух.

Статьи канала "История и культура Евразии за январь-ноябрь 2021 года"

Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020 год