Как прививали общенародную грамотность в Российской империи в конце 19 - начале 20 века? Народными чтениями

<100 full reads

Обычно считается, что русский народ (и другие народы Российской империи) начали массово просвещать только в советский период. Но это далеко не так. Как бы просвещали в советский период, если бы ранее не была создана методика народного просвещения.

Одной из форм народного просвещения были народные чтения.

В 1871 году народные чтения проводились только в музее Главного управления военно-учебных заведений. На основе наработанного опыта в 1876 году были утверждены правила для устройства народных чтений в губернских городах". А с 1894 года разрешили народные чтения в уездных городах (видно они пользовались успехом). Правда, было строго запрещено устраивать народные чтения в промышленных заведениях (боялись видно, что революционеры проникнут на чтения).

Как прививали общенародную грамотность в Российской империи в конце 19 - начале 20 века? Народными чтениями
Как прививали общенародную грамотность в Российской империи в конце 19 - начале 20 века? Народными чтениями

Народные чтения имели главной целью - борьбу с пьянством. Поэтому обычно их устраивали или приходские священники или различные благотворительные общества (в том числе общества трезвости).

Первоначально материальными источниками для организации народных чтений были: частные пожертвования, взносы членов комиссий, сборы с посетителей (от 2-х до 40 копеек), а иногда и ассигнования со стороны городов и земских собраний. Например, в 1896-1897 гг. в Тульской губернии ни губерния, ни уездные земства самостоятельных чтений не устраивали, но участвовали «ассигнованиями по 200 рублей в пользу «Комиссий по устройству народных чтений в Туле» - монография Е.Королевой «Народные чтения» - одна из форм дополнительного образования в кон. Xix - нач. Xx вв. В Тульской губернии

Для того, чтобы привлекать на народные чтения побольше народу (и в особенности детей) устроители приобретали "волшебные фонари".

«Волше́бный фона́рь» (лат. Laterna magica; магический фонарь, фантаскоп, skioptikon, lampascope, туманные картины и др.) — аппарат для проекции изображений, распространённый в XVII—XX вв., XIX в. — в повсеместном обиходе. Является значимым этапом в истории развития кинематографа.
«Волше́бный фона́рь» (лат. Laterna magica; магический фонарь, фантаскоп, skioptikon, lampascope, туманные картины и др.) — аппарат для проекции изображений, распространённый в XVII—XX вв., XIX в. — в повсеместном обиходе. Является значимым этапом в истории развития кинематографа.

Это конечно было интересно и народ валом валил на чтения. Действительно отвлекало от пьянства.

Для того, чтобы устроители могли бесплатно пользоваться различными картинами для "волшебных фонарей" при Петербургском военно-педагогическом и Московском политехническом имелись склады картин, которые выдавались всем желающим в аренду.

Народные чтения были действительно популярны среди народы и поэтому количество их проведений ежегодно росло. В среднем за год, в провинциях проводилось до 300 и более народных чтений.

Таким образом, народные чтения внесли большой вклад в дело народного просвещения, а также борьбы с пьянством. Кое-чему у них можно научиться и современным просвещенцам.