Как "Суперсоники" не смогли стать предпочтительнее обычных авиалайнеров?

В 1962 году французская авиакомпания Sud Aviation и английская BAC начали совместные работы по созданию сверхзвукового пассажирского самолета "Конкорд".

Аналогичные проекты велись в США и СССР.

Главной проблемой проектирования сверхзвуковых пассажирских самолетов была комфортность пассажиров при сверхзвуковых полетах.

«Конко́рд» (фр. Concorde, буквально — «согласие») — британо-французский сверхзвуковой пассажирский самолёт (СПС), один из двух (вместе с Ту-144) типов гражданских сверхзвуковых самолётов, находившихся в коммерческой эксплуатации с дальностью полета до 10000 км.
«Конко́рд» (фр. Concorde, буквально — «согласие») — британо-французский сверхзвуковой пассажирский самолёт (СПС), один из двух (вместе с Ту-144) типов гражданских сверхзвуковых самолётов, находившихся в коммерческой эксплуатации с дальностью полета до 10000 км.

Исследования во всех странах велись в обстановке "строжайшей секретности".

Поэтому, в начале 1960-х годов Первое главное управление КГБ СССР разработало операцию по кражу секретной информации о "Конкорде" под наименованием "Брунгильда".

Но западные спецслужбы вскрыли интерес советской разведки к "Конкорду" и в 1964 году задержали гражданина Бельгии, который по заданию советской разведки пытался украсть чертежи европейского сверхзвукового пассажирского самолета. Пришлось советской разведке сворачивать свои планы и прекратить оперативную разработку "Конкорда".

Но советские инженеры уже вели собственные разработки ТУ-144.

Ту-144 (по кодификации НАТО: Charger) — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-х годах, производившийся в Воронеже. Первый испытательный полёт совершил 31 декабря 1968 года, что стало первым в мире полётом сверхзвукового пассажирского самолёта (британско-французский «Конкорд» совершил первый испытательный полёт 2 марта 1969 года). 5 июня 1969 года впервые в истории пассажирской авиации преодолел звуковой барьер. Коммерческая эксплуатация началась в 1975 году и продолжалась до 1978 года.
Ту-144 (по кодификации НАТО: Charger) — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-х годах, производившийся в Воронеже. Первый испытательный полёт совершил 31 декабря 1968 года, что стало первым в мире полётом сверхзвукового пассажирского самолёта (британско-французский «Конкорд» совершил первый испытательный полёт 2 марта 1969 года). 5 июня 1969 года впервые в истории пассажирской авиации преодолел звуковой барьер. Коммерческая эксплуатация началась в 1975 году и продолжалась до 1978 года.

ТУ-144 был тяжелее "Конкорда" и весил 97 тонн при 79,3 тоннах у "Конкорда". ТУ-144 вмещал 150 пассажиров, а "Конкорд" только 100. "ТУ-144" поднимался на высоту 20 км, а "Конкорд" на 18 км. Поэтому, кроме общей визуальной схожести оба самолета существенно отличались друг от друга.

Первый пробный полет ТУ-144 состоялся 31 декабря 1968 года. Полет осуществил Эдуард Елян.

Полет успешно прошел в подмосковном Жуковске.

Эдуа́рд Вага́нович Еля́н (20 августа 1926, Баку, Азербайджанская ССР, ЗСФСР, СССР — 6 апреля 2009, Ростов-на-Дону, Россия) — лётчик-испытатель ОКБ А. Н. Туполева. Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1967). Герой Советского Союза (1971), полковник.
Эдуа́рд Вага́нович Еля́н (20 августа 1926, Баку, Азербайджанская ССР, ЗСФСР, СССР — 6 апреля 2009, Ростов-на-Дону, Россия) — лётчик-испытатель ОКБ А. Н. Туполева. Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1967). Герой Советского Союза (1971), полковник.

В 70-х годах "суперсоники" (так называли сверхзвуковые самолеты) начали производить в массовом порядке.

Но здесь, авиакомпании стали испытывать проблемы с "суперсониками". Они потребляли слишком много топлива. Это были очень дорогие для пассажирских авиалиний самолеты. Билеты на них были также очень дорогие.

В конце-концов "Конкорды" были проданы за бесценок местным европейским компаниям, и на них летали в основном популярные личности. Билеты стоили до 10 тысяч долларов США.

От "ТУ-144" также постепенно отказались. Вначале его использовали на пассажирских авиалиниях всего семь месяцев и 1 июня 1978 года "Аэрофлот" окончательно отказался от его использования. "ТУ-144" иногда выводили в рейс для срочных и специальных грузовых перевозок между Москвой и Хабаровском. Также, на нем ставили рекорды по скорости и грузоподъемности.

Но все-таки сверхзвуковые пассажирские самолеты стали прорывом в гражданском авиастроении. И если будет решена проблема с большим расходом топлива, то возможно возвращение "суперсоников" в гражданскую авиацию.