Крах идеи аэромотовагонов инженера Абаковского в 20-х годах XX века

В начале 20-х годов советские инженеры разрабатывали различные идеи технического усовершенствования транспортных средств. Одним из них был проект инженера В.Абаковского - аэромотовагон. Но 24 июля 1921 года аэромотавагон потерпел крушение и инженер вместе с 6 пассажирами погиб.

Валериа́н Ива́нович Абако́вский (латыш. Valerians Abakovskis; 23 сентября (5 октября) 1895, Рига — 24 июля 1921, близ Серпухова, Московская губерния) — конструктор аэромотовагона, построенного в Тамбовских железнодорожных мастерских.
Валериа́н Ива́нович Абако́вский (латыш. Valerians Abakovskis; 23 сентября (5 октября) 1895, Рига — 24 июля 1921, близ Серпухова, Московская губерния) — конструктор аэромотовагона, построенного в Тамбовских железнодорожных мастерских.

Сущность проекта

Аэромотовагон Абаковского представлял собой моторную дрезину с авиационным пропеллером. Ему было нужно немного горючего, но зато вагон развивал высокую скорость (140 км/час). Цель Абаковского состояла в том, чтобы соединить отдалённые города центральной части России.

Аэровагон инженера Абаковского
Аэровагон инженера Абаковского

Состояние железных дорог в начале 20-х годов

К Первой мировой войне парк паровозов составлял около 20 тысяч единиц. Российская империя была на первом месте в мире по удобству и комфортабельности проезда по железной дороге.

После Гражданской войны железнодорожная система пришла в состояние полной разрухи. Паровозов и вагонов не хватало. Пассажирам приходилось ждать по несколько дней, чтобы проехаться по железной дороге.

Железнодорожные пути были в плохом состоянии. Ремонтные работы на них проводились от случая к случаю. Это серьезно усиливало возможность попадания в аварийные ситуации.

При этом большевикам нужны были скоростные виды транспорта, чтобы на них разносить революцию по всей Европе. А в Европе железные дороги были в идеальном состоянии. На это и надеялись! И аэромотовагон Абаковского был как нельзя кстати!

Аналогичные модели

В Германии в 1929 году инженер-самолётостроитель Франц Крукенберг также изобрёл Рельсовый Цеппелин.

Вагон немецкого Цеппелина вмещал до 40 жителей и развивал скорость до 230 км. Он успешно курсировал в единственном экземпляре по маршруту Гамбург-Берлин до 1939 года. Но затем был разобран.

Шиненцеппелин (нем. Schienenzeppelin — рельсовый цеппелин) — экспериментальный вагон-автомотриса с приводом от воздушного винта (аэровагон).
Шиненцеппелин (нем. Schienenzeppelin — рельсовый цеппелин) — экспериментальный вагон-автомотриса с приводом от воздушного винта (аэровагон).

После Второй мировой войны в США и СССР также испытывались скоростные вагоны-прототипы с турбореактивными двигателями.

Катастрофа

  • В июле 1921 года в Москве проводились заседания Третьего конгресса Коммунистического Интернационала. 24 июля 1921 года около двадцати человек, в том числе иностранных коммунистов — представителей делегаций, прибывших на конгресс, во главе с известным большевиком, участником Гражданской войны, 38-летним Фёдором Сергеевым, более известным как товарищ Артём, должны были отправиться в Тулу, на встречу с местными шахтёрами. Для поездки ими был избран только что построенный пробный вариант аэровагона, который уже проходил испытания и наездил порядка трёх тысяч километров испытательного пробега - Википедия

Поездка на аэромотовагоне должна была стать важным пропагандистским мероприятием. Она должна была укрепить веру у иностранных коммунистов в победу мировой революции.

До Тулы аэромотовагон доехал без проблем. А вот когда он ехал назад, то в 18.35 24 июля 1921 года в районе Серпухова вагон сошёл с рельсов и из 22 человек пассажиров погибло семеро.

Подстроенное крушение

Среди погибших был видный революционер Фёдор Сергеев - близкий друг Сталина и Кирова.

Фёдор Андре́евич Серге́ев (более известен как «товарищ Артём»; подписывался «Артём (Сергеев)»; также подписывался «Виктор (Сергеев)» 7 [19] марта 1883 — 24 июля 1921) — русский революционер, советский политический, государственный и партийный деятель.
Фёдор Андре́евич Серге́ев (более известен как «товарищ Артём»; подписывался «Артём (Сергеев)»; также подписывался «Виктор (Сергеев)» 7 [19] марта 1883 — 24 июля 1921) — русский революционер, советский политический, государственный и партийный деятель.
…Как говорил Сталин, если случайность имеет политические последствия, к этому надо присмотреться. Выяснено, что путь аэровагона был завален камнями. Кроме того, было две комиссии. Одну возглавлял Енукидзе, и она увидела причину катастрофы в недостатках конструкции вагона, но Дзержинский говорил моей матери, что с этим нужно разобраться: камни с неба не падают. Дело в том, что для противодействия влиянию Троцкого Артём, по указанию Ленина, создавал Международный союз горнорабочих как наиболее передового отряда промышленного пролетариата. Оргкомитет этого союза был создан за несколько дней до катастрофы. Троцкий в то время представлял очень большую силу - вспоминал сын Сергеева Артём Сергеев, воспитывавшийся после гибели отца в семье Сталина

Говорили, что Фёдор Сергеев был очень популярен в рабочей среде. К тому же он был отличным пропагандистом. И вполне возможно Сергеев уже мешал тем, кто рвался в то время к рулю власти. Вот и положили камни на рельсы, чтобы совершить диверсию.

Но была и версия, что Абаковский мог полихачить - он имел такую черту характера.

Как бы там не было, но идею аэромотовагона после крушения забраковали. Хотя идея была хорошая!

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!

💥Самолёт Можайского - первый прототип воздушного судна тяжелее воздуха