Первая советская атомная подводная лодка

225 full reads

В 1954 году, США построили первую в мире атомную подводную лодку (АПЛ) «Наутилус». В ответ, в СССР конструируют собственную субмарину с ядерной энергетической установкой.

Строило подлодку Северодвинское машиностроительное предприятие (завод № 402).

Акционерное общество «Производственное объединение Северное машиностроительное предприятие» (исторические названия ОАО ПО «Севмаш», ПО «Севмашпредприятие», СМП) — российское машиностроительное предприятие оборонно-промышленного комплекса России, расположенное в городе Северодвинск (Архангельская область).
Акционерное общество «Производственное объединение Северное машиностроительное предприятие» (исторические названия ОАО ПО «Севмаш», ПО «Севмашпредприятие», СМП) — российское машиностроительное предприятие оборонно-промышленного комплекса России, расположенное в городе Северодвинск (Архангельская область).
Пока в СССР только конструировали. в США "Наутилус" уже вышел в море. Это была лодка, водоизмещением 4 157 тонн в надводном положении, 97 метров длины, 8,2 метра в ширину, развивавшее 23 узла скорости, и способная ходить в "автономное" плавание на 74 тысячи километров (на 31 сутки). Вооружение - 24 торпеды.

Работы над советской АПЛ начались только в 1953 году. Главным конструктором был назначен Владимир Перегудов. Проекту дали номер 627.

Влади́мир Никола́евич Перегу́дов (28 июня 1902, Балаково — 19 сентября 1967, Ленинград) — советский учёный, инженер-конструктор, кораблестроитель, начальник и главный конструктор Специального конструкторского бюро № 143 (СКБ-143), Главный конструктор дизельной подводной лодки проекта 613, первой отечественной атомной подводной лодки типа «Кит» (проект 627), Герой Социалистического Труда, лау­реат Ленин­ской и Государ­ствен­ной пре­мии СССР, участник Гражданской и Великой Отечественной войн, капитан 1-го ранга - Википедия
Влади́мир Никола́евич Перегу́дов (28 июня 1902, Балаково — 19 сентября 1967, Ленинград) — советский учёный, инженер-конструктор, кораблестроитель, начальник и главный конструктор Специального конструкторского бюро № 143 (СКБ-143), Главный конструктор дизельной подводной лодки проекта 613, первой отечественной атомной подводной лодки типа «Кит» (проект 627), Герой Социалистического Труда, лау­реат Ленин­ской и Государ­ствен­ной пре­мии СССР, участник Гражданской и Великой Отечественной войн, капитан 1-го ранга - Википедия

По проекту советскую АПЛ собирались вооружить 20 торпедами (из них 6 с ядерными боеголовками).

Лодку заложили 24 сентября 1955 года.

Работы шли в обстановке строжайшей секретности. Поэтому на проект работали более 130 предприятий по всей стране, которые изготовляли отдельные детали для АПЛ.

Параллельно готовили команду будущей АПЛ. Для этого их стажировали на Обнинской АЭС.

После строительства АПЛ смогла опуститься на дно, на глубину 310 метров. Кроме того, её надводное водоизмещение было 3 065 тонн, в длину она имела 107,4 метра, в ширину 7,9 метров, развивала скорость до 30 узлов. Дальность плавания была не ограничена, а в "автономке" она могла находиться два месяца.

Пока советскую подлодку испытывали американский "Наутилус" уже смог 3 августа 1958 года достичь Северного полюса.

USS Nautilus — первая в мире атомная подводная лодка. В 1958 году «Наутилус», пройдя в подводном положении подо льдами, достиг Северного полюса, став первым кораблём в истории человечества, прошедшим эту точку Земли своим ходом.
USS Nautilus — первая в мире атомная подводная лодка. В 1958 году «Наутилус», пройдя в подводном положении подо льдами, достиг Северного полюса, став первым кораблём в истории человечества, прошедшим эту точку Земли своим ходом.

Первая советская АПЛ, названная К-3 "Ленинский комсомолец" вошла в состав ВМС СССР 12 марта 1959 года. На Северном полюсе она появилась только 17 июля 1962 года.

К-3 стала опытным образцом будущих советских атомных подводных лодок. Только в 1991 году она была выведена из состава Северного флота.

  • В октябре 2020 года стало известно, что к 2023 году подводная лодка К-3 станет ключевым экспонатом проектируемого Музея военно-морской славы в Кронштадте. Работы по восстановлению легкого корпуса подводной лодки, изготовлению опорных оснований и подготовки К-3 к перегону в Кронштадт будут выполняться специалистами судоремонтной верфи в Снежногорске Мурманской области. Проектной документацией по музеефикации АПЛ займется СПМБ «Малахит», где в свое время был разработан проект 627 (К-3) - Википедия
Первая советская атомная подводная лодка

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!

Статьи канала "История и культура Евразии за январь-сентябрь 2021 года"