Почему 10 сентября 1857 года в Балтийском море потонул российский линейный корабль "Лефорт"

119 full reads

9 сентября 1857 года из Ревеля в Кронштадт (на зимние квартиры) вышла эскадра из трех военных линейных парусных кораблей: «Владимир», «Императрица Александра» и «Лефорт». Вместе с экипажами домой возвращались семьи моряков.

В ночь на 10 сентября поднялся шторм и один из кораблей "Лефорт" (капитан Александр Кишкин) при повороте, принял опасный крен и в 7 часов 23 минуты утра затонул.
«Лефорт» — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи. Был заложен в 1833 году в Санкт-Петербурге и спущен на воду 28 июля (9 августа) 1835 года (строитель Я. А. Колодкин). Оборонял Кронштадт во время Крымской войны, но в боевых действиях не участвовал.
«Лефорт» — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи. Был заложен в 1833 году в Санкт-Петербурге и спущен на воду 28 июля (9 августа) 1835 года (строитель Я. А. Колодкин). Оборонял Кронштадт во время Крымской войны, но в боевых действиях не участвовал.

Все члены экипажа (и семьи) - 843 человека были смыты волнами в открытое море при попытке спастись. Другие корабли никакой возможности для спасения людей не имели, так как сами находились в полосе жестокого шторма.

"Лефорт" утонул севернее острова Большой Тютерс.
Большой Тютерс (фин. Tytärsaari; швед. Tyterskär; эст. Tütarsaar — дочерний остров) — российский остров в центральной части Финского залива, расположенный в 75 км от побережья Финляндии и к юго-востоку от Гогланда. Входит в состав Кингисеппского района Ленинградской области.
Большой Тютерс (фин. Tytärsaari; швед. Tyterskär; эст. Tütarsaar — дочерний остров) — российский остров в центральной части Финского залива, расположенный в 75 км от побережья Финляндии и к юго-востоку от Гогланда. Входит в состав Кингисеппского района Ленинградской области.
  • Комиссией по расследованию причин катастрофы признаны наиболее вероятными причинами аварии ослабление связей корабля, вызванные тем, что в 1856 году корабль дважды был использован в качестве транспорта для перевозки тяжёлых грузов на орудийных палубах. Также утверждалось, что корпус корабля не был нормально проконопачен, а груз был слишком мал и неправильно расположен. Кроме того, было предположение, что орудийные порты оставили открытым, чтобы обеспечить доступ свежего воздуха для пассажиров — это, возможно, способствовало гибели корабля, так как вода могла залиться через открытые порты, когда корабль накренился - Википедия

Сам "Лефорт" был старым типом линейных кораблей, спущенным на воду в 1835 году. И честно проплавал на Балтике 22 года (средняя продолжительность жизни корабля в то время - около 25 лет). Хоть корабль был довольно староват, не задолго до затопления "Лефорт" прошел полный ремонт с заменой основных частей.

Корабль пытались найти еще до революции. Но несмотря на различные прожекты поиски не осуществлялись.

  • Корабль был найден 4 мая 2013 года экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» под руководством Константина Богданова между островами Гогланд и Большой Тютерс. Экспедиция искала советскую подводную лодку Щ-320 (по другим данным — С-9, которая погибла в годы Великой Отечественной войны. На верхней палубе корабля прекрасно сохранились главный штурвал, одна из шлюпок, пушки-карронады в ютовой надстройке и личные вещи экипажа. В конце июня 2013 года началось обследование судна специальной экспедицией - Википедия

Современные исследователи также пока не могут назвать точную причину гибели "Лефорта". Но работа проводится. Одной из причин также называется недостаточное количество балласта, из-за чего корабль и перевернулся.

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!

Статьи канала "История и культура Евразии за январь-ноябрь 2021 года"