Воздушный таран как оружие победы советских летчиков в первые годы Великой Отечественной войны

162 full reads

В первый день Великой Отечественной войны таран совершили 15 советских лётчиков. В дальнейшем этот приём стал применяться настолько часто, что среди немецких пилотов стал ходить слух об эскадрильях "смертников" в советских ВВС.

История воздушных таранов

Первым обосновал возможность тарана русский авиатор Н.А.Яцук:

«возможно, что в исключительных случаях лётчики будут решаться таранить своими аэропланами чужой»
Николай Александрович Яцук (1884—1930) — инженер-механик флота, капитан 2 ранга, участник Русско-японской и Первой мировой войн, один из первых русских авиаторов, начальник Школы авиации Императорского Всероссийского аэроклуба, командир 34-го корпусного авиационного отряда Особого Добровольческого авиаотряда, первым теоретически обосновал возможность воздушного тарана, Георгиевский кавалер, организовал первую в стране школу военной маскировки, преподаватель ВВИА имени Н. Е. Жуковского, профессор - Википедия
Николай Александрович Яцук (1884—1930) — инженер-механик флота, капитан 2 ранга, участник Русско-японской и Первой мировой войн, один из первых русских авиаторов, начальник Школы авиации Императорского Всероссийского аэроклуба, командир 34-го корпусного авиационного отряда Особого Добровольческого авиаотряда, первым теоретически обосновал возможность воздушного тарана, Георгиевский кавалер, организовал первую в стране школу военной маскировки, преподаватель ВВИА имени Н. Е. Жуковского, профессор - Википедия

А первым воздушный таран 8 сентября 1914 года в районе Львова осуществил русский лётчик штабс-капитан Пётр Николаевич Нестеров.

Он протаранил австрийский самолёт-разведчик, в результате чего погибли он сам и вражеский экипаж.

Плакат времён Первой мировой войны «Подвиг и гибель лётчика Нестерова»
Плакат времён Первой мировой войны «Подвиг и гибель лётчика Нестерова»
Таким образом, и теорию и практику воздушного тарана впервые отработали именно российские лётчики.

В годы Великой Отечественной войны совершались не только воздушные тараны, но и так называемые "огненные" тараны, когда летчик направлял самолёт на наземные или надводные цели.

Но все тараны проводили не целенаправленно, а только после того как самолеты были подбиты. Также никаких приказов и других директив советским командованием не отдавалось.

Но зато таран любили советские пропагандисты, которые не обходили такие случаи своим вниманием. Выпускались плакаты и статьи, в которых воспевался этот способ уничтожения противника как героический и славный.

Техника для "воздушного тарана"

Специальной инструкции как таранить не было. Каждый пилот применял свою индивидуальную технику.

При этом, самым эффективным считался таран пропеллером по хвосту самолёта. Он был и самым безопасным, когда пилот совершивший таран мог остаться строю и даже совершить ещё один таран.

Также, в 1942 году военный инженер Лев Григорьевич Головин предложил проект небольшого истребителя-перехватчика войскового сопровождения. Перехватчик не имел никакого вооружения и должен был таранить вражеские самолёты. Он не требовал аэродрома и мог запускаться с пусковой установки, а спускаться на манер планера, выпуская парашют.

Ракетоплан Л.Головина
Ракетоплан Л.Головина

Но комиссия проект не приняла, так как в случае тарана пилот не имел шансов на выживание.

Такие же проекты разрабатывались немцами (таранный истребитель «Zeppelin Rammer»)

Немецкий реактивный таранный истребитель Ba-349 «Наттер»
Немецкий реактивный таранный истребитель Ba-349 «Наттер»

и американцами (таранный истребитель XP-79 «Нортроп»).

Таранный истребитель XP-79 «Нортроп»
Таранный истребитель XP-79 «Нортроп»

Ночной таран Талалихина

Одним из первых (и самый известных) ночной воздушный таран совершил В.В.Талалихин.

Ви́ктор Васи́льевич Талали́хин (18 сентября 1918, Тепловка, Вольский уезд, Саратовская губерния, РСФСР — 27 октября 1941, Подольский район, Московская область, СССР) — военный лётчик, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО, младший лейтенант. Герой Советского Союза. Одним из первых в СССР совершил ночной воздушный таран немецкого самолёта-бомбардировщика - Википедия
Ви́ктор Васи́льевич Талали́хин (18 сентября 1918, Тепловка, Вольский уезд, Саратовская губерния, РСФСР — 27 октября 1941, Подольский район, Московская область, СССР) — военный лётчик, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО, младший лейтенант. Герой Советского Союза. Одним из первых в СССР совершил ночной воздушный таран немецкого самолёта-бомбардировщика - Википедия
  • В ночь на 7 августа 1941 года на И-16 тип 29 одним из первых военных лётчиков РККА произвёл таран в ночном воздушном бою над Москвой в Великой Отечественной войне, сбив в небе Москвы бомбардировщик He-111 лейтенанта И. Ташнера из состава 7-й эскадрильи 26-й бомбардировочной эскадры. Самолёт Талалихина упал в лес вблизи деревни Степыгино (ныне — городской округ Домодедово), а сам раненый лётчик на парашюте спустился в речку Северку. В бою также выжил пилот He-111 Р. Шик - Википедия

Таран против асов

В начале войны немецкие пилоты были на голову выше большинства советских лётчиков. Опыт и боевое мастерство позволяло немецким пилотам без наказано господствовать в воздухе.

Советские лётчики в ответ на это стали использовать воздушный таран, к которому немцы были совершенно не готовы.

Уже, 5 ноября 1941 года рейхсминистр авиации Герман Геринг выпустил приказ о том, чтобы немецкие лётчики не приближались к советским самолётам ближе чем на 100 метров.

Немецкие лётчики и сами уже испытывали психологический дискомфорт от встреч с советскими лётчиками. Поэтому, советские воздушные тараны стали прологом будущих побед советских воздушных асов над Люфтваффе.

В последующем, начиная с 1943 года, советские лётчики освоив новую и более мощную авиатехнику стали на равных воевать с немецкими пилотами. А в 1944 году они завоевали "господство в воздухе". И таранов становилось всё меньше.

Тем более, в сентябре 1944 года советское руководство официально уведомило лётчиков о совершении тарана только в самом крайнем случае.

Таким образом, никаких особых эскадрилий смертников в советских ВВС в годы войны не было. Зато были храбрые и беззаветно преданные Родине люди, которые шли на все, вплоть до тарана, чтобы уничтожить грозного врага.

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!

Вопрос к читателям:

была ли необходимость в таранах в начальный период войны?

Оглавление серии статей "Перед Великой Отечественной войной".