Что осталось от бронепоездов? | Ерофей и его заметки | Яндекс Дзен
631 subscriber

Что осталось от бронепоездов?

505 full reads
958 story viewsUnique page visitors
505 read the story to the endThat's 53% of the total page views
3 minutes — average reading time

Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть?

Если сказать «бронепоезд», в памяти скорее всплывёт что-то из истории Гражданской войны, из советских приключенческих подростковых книжек и фильмов о том времени. Хотя бронепоезда достаточно активно применялись и позднее – во время Великой Отечественной.

От бронепоездов времён Гражданской войны до наших времён не дошло практически ничего. (Мифам о «гражданском» прошлом их экспоната, что тиражирует ЦМВС, верить не стоит). От бронепоездов Великой Отечественной осталось крайне мало. Но осталось. Об этом сохранившемся железнодорожном броненаследии и поговорим.

Бронепаровоз типа ПР-43. Фото автора.
Бронепаровоз типа ПР-43. Фото автора.
Бронепаровоз типа ПР-43. Фото автора.

На первый взгляд может показаться, что бронепоездов сохранилось много. Вон они, стоят и памятниками и в музеях по городам России. Но на самом деле все они либо достаточно грубые имитации, либо более-менее точные современные макеты. Всё, что сохранилось от исходного бронепоездного богатства, сейчас сосредоточено в трёх местах – в московском Центральном музее Вооружённых сил, в петербургском Музее железных дорог России и в бронетанковом музее в подмосковной Кубинке (официальное название у него сейчас длинное и заковыристое).

Но начнём с пары слов о кино. В котором разом можно увидеть почти всё нынешнее бронепоездное хозяйство. Да ещё и двигающееся своим ходом.

На экране 1941 год, но главный герой фильма – бронепоезд стандартного типа БП-43, которые начали выпускать в самом конце 1942 года.
На экране 1941 год, но главный герой фильма – бронепоезд стандартного типа БП-43, которые начали выпускать в самом конце 1942 года.
На экране 1941 год, но главный герой фильма – бронепоезд стандартного типа БП-43, которые начали выпускать в самом конце 1942 года.

Фильм «Крепость на колёсах», 1960 год. В этом кадре, где немцы обстреливают из миномётов советский бронепоезд, видно сразу практически 70% сохранившихся на сегодняшний день бронеединиц.

Если смотреть слева направо – после двух платформ идёт артиллерийская бронеплощадка ПЛ-43, потом бронепаровоз ПР-43 и его тендер, потом зенитная бронеплощадка ПВО-4, за ней – мотоброневагон МБВ №02. Ну и замыкают всю процессию ещё две платформы. За платформы не поручусь (тем более в фильме их вид и количество иногда внезапно меняется), но то, что между ними – натуральные «запчасти» натурального бронепоезда стандартного типа БП-43 времён Великой Отечественной. И именно их, за исключением, пожалуй, зенитной бронеплощадки (в фильме она схожего типа, но, судя по всему, не та же самая) можно увидеть в музеях и сейчас.

В реальности бронепоезда уже достаточно устаканившегося и стандартизированного типа БП-43 были заметно больше размером, нежели показано в кино. Бронепаровоз с тендером, четыре артиллерийские бронеплощадки, одна-две зенитные бронеплощадки и четыре контрольные платформы. Мотоброневагоны МБВ, способные и двигаться и воевать самостоятельно, и которых было ровно две единицы, были включены в состав специфических бронепоездов и в составе БП-43 не использовались.

Итак, что у нас есть сейчас?

Бронепаровоз типа ПР-43 – забронированный по типовой схеме паровоз серии «О» и его тендер. Бронирование паровоза было непростое: вертикальные листы будки машиниста, рубки командира и башенки ПВО – 30 мм, остальные вертикальные листы паровоза и тендера – 20 мм. Горизонтальные листы будки машиниста и рубки командира – 15 мм, остальные горизонтальные листы – 10 мм. Наклонные листы – 0,75 от толщины вертикального листа.

Бронепаровоз типа ПР-43. Фото автора.

Официальная точка зрения – под бронировкой скрывается паровоз Ов-5067. Много где дотошно прослежено, какой паровоз был забронирован для того или иного бронепоезда, но номера Ов-5067 нигде не встречается. (Впрочем и опровержений, указывающих, что под бронировкой тут паровоз с другим номером, тоже нет). С этим паровозом вообще странно – где-то его числят 1896 года изготовления, где-то – 1905-го, где-то – 1906-го. Но, вроде бы, всё-таки, 1896-го, Брянского производства.

Тендер бронепаровоза типа БП-43. Фото автора.
Тендер бронепаровоза типа БП-43. Фото автора.
Тендер бронепаровоза типа БП-43. Фото автора.

Слева на тендере, у паровоза, командирская рубка, справа – башенка ПВО. Там должен был располагаться 12,7-мм пулемёт ДШК.

Это, так сказать, сердце бронепоезда. Теперь к его сохранившимся «мускулам».

Артиллерийская бронеплощадка (она же – «лёгкая бронеплощадка») ПЛ-43 – конструкция на основе двадцатитонной двухосной платформы. Вооружалась башней от танка Т-34 с 76,2-мм пушкой Ф-34 и спаренным 7,62-мм пулемётом ДТ. Кроме того, два ДТ устанавливались в шаровых установках в бортах. Башни использовались от танков, ремонт которых был признан нецелесообразным. Бронирование самой площадки: борта и лоб – 45 мм, крыша и покрытие ходовых частей – 20 мм.

Бронеплощадка ПЛ-43. Фото автора.

Эта бронеплощадка не вполне «стандартная». Судя по отдельным элементам (например перископические приборы наблюдения вместо смотровых щелей, усиленное бронирование пулемётных установок в бортах), это самая поздняя модификация бронеплощадок ПЛ-43, которая в массовую серию уже не пошла – за ненадобностью.

Зенитные бронеплощадки типа ПВО-4 строили на основе таких же двадцатитонных двухосных платформ. Со стандартизацией зенитных бронеплощадок, даже с появлением «окончательного» типа ПВО-4, дела обстояли неважно. Вооружение и бронирование очень часто «гуляло» от одного образца к другому.

Зенитная бронеплощадка ПВО-4. Фото автора.

У этого образца в качестве вооружения установлены две 37-мм зенитки, бронирование 15-25 мм.

В фильме у зенитной бронеплощадки прогал между башенками закрыт, там даже имеется небольшой отсек с дверкой. Так что та бронеплощадка на двухосной платформе из кино стала немного напоминать более раннюю зенитную бронеплощадку на большой четырёхосной платформе. На которую мы посмотрим дальше.

Все эти объекты сейчас находятся в московском Центральном музее Вооружённых сил. К какому конкретно бронепоезду относились эти бронеплощадки и бронепаровоз – неясно. Однозначно можно сказать, что не к выдуманному «Красновосточнику», за который их выдают в музее. В широком доступе известен только номер паровоза, номера бронеплощадок (или платформ, на которых они построены) неизвестны.

Что ещё сохранилось?

Мотоброневагон МБВ №02, один из двух изготовленных мотоброневагонов этого типа. Подробнее про его характеристики и приключения можно почитать по этой ссылке.

Мотоброневагон МБВ №02. Фото автора.
Мотоброневагон МБВ №02. Фото автора.
Мотоброневагон МБВ №02. Фото автора.

Единственный сохранившийся мотоброневагон стоит в бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.

Со времён войны сохранились ещё две натуральные бронеплощадки. Вот только сохранились они не в очень натуральном виде и стоят без вооружения. И в фильмах, в отличие от вышепомянутых, не засветились.

Артиллерийская бронеплощадка типа ПЛ-43, переделанная, судя по всему, в зенитную. С неё демонтирована танковая башня, да и вообще срезана вся крыша боевого отделения. Бортовые пулемётные установки закрыты наваренными внахлёст заплатками.

Бронеплощадка ПЛ-43 с демонтированной башней и крышей. Фото автора.

На музейной табличке указано, что бронеплощадка изготовлена на основе двухосной железнодорожной платформы построенной в 1935 году на Харьковском заводе «Серп и молот». Кроме того, там указан номер 910-1045. Вероятно, это номер самой платформы.

Тяжёлая зенитная бронеплощадка. У зенитных бронеплощадок разнотипица и разнородность исполнения была ещё больше, чем у артиллерийских. Даже с появлением вроде бы окончательного варианта – площадки ПВО-4. Здесь же стоит более ранний вариант. Тоже два орудия, но на большой четырёхосной платформе, с центральным отсеком. Кстати, в его крыше имеется люк с откидными дверками. Кроме зениток, у подобных тяжёлых площадок имелись ещё и пулемёты ДТ в бортовых установках.

Зенитная бронеплощадка на основе четырёхосной платформы. Конструкция примечательна тем, что большей частью сварная, а не клёпанная. Фото автора.

В музейной «сопроводиловке» сказано, что бронеплощадка изготовлена в 1941-1942 гг. на Коломенском машиностроительном заводе на базе четырёхосной платформы, построенной в 1930-е годы на Вагоностроительном заводе имени газеты «Правда» в городе Днепродзержинск. Указанный там номер, 971-7518, вероятно номер платформы, на которой изготовили бронеплощадку.

В принципе, эта музейная бронеединица похожа на зенитную бронеплощадку из состава бронепоезда №2 «Коломенский рабочий», входившего в 55-й ОДБП. (Ту площадку построили на Коломенском заводе в январе 1942 года, она была вооружена 25 и 37-мм автоматическими пушками и тремя пулемётами ДТ. Над центральным отсеком имелась маленькая башенка, конструкция была сварная, но без откидных бортиков).

О том, в состав каких бронепоездов входили две эти бронеплощадки, и почему одну из них так сильно переделали, сведений нет. Сейчас они расположены в петербургском Музее железных дорог России.

Бронепоезд БП-43 «на минималках». Фото автора.
Бронепоезд БП-43 «на минималках». Фото автора.
Бронепоезд БП-43 «на минималках». Фото автора.

Других железнодорожных бронеедениц в стране не сохранилось.

Мотоброневагон «Заамурец». Удивительные приключения скитальца Гражданской войны

Мотоброневагон МБВ. Единственный сохранившийся

Ненастоящий бронепоезд

Послевоенный бронепоезд. Старые идеи на новый лад

МВПС. Когда вагон - сам себе локомотив

Танк-паровоз. Всё своё ношу с собой

(Версия для LiveJournal)

#железнодорожный транспорт #история #война #паровозы #бронетехника #великая отечественная война #бронепоезда #музеи #военная техника #военная история