640 subscribers

Древности Великого Новгорода. Андрей, Борис и Глеб

Новгородский кремль и его древности. Сохранившиеся до наших времён и не сохранившиеся.

Гуляя по территории Новгородского кремля - Детинца - можно наткнутся на весьма любопытные объекты. И я не только о памятниках, архитектурных и исторических, которых в Новгороде хватает с избытком.

Как вы думаете, что это? В первый момент, бросив поверхностный взгляд, может показаться, что это просто какая-то стройка.

Территория новгородского Детинца. Фото автора.
Территория новгородского Детинца. Фото автора.
Территория новгородского Детинца. Фото автора.

Тем более что стройка, а точнее ремонт, рядом идут вовсю. Подновляют крепостные стены Детинца.

Но нет, это не стройка, эта неопрятная яма вовсе не результат деятельности гостей из солнечной Средней Азии.

Территория новгородского Детинца. Фото автора.
Территория новгородского Детинца. Фото автора.
Территория новгородского Детинца. Фото автора.

Все сомнения и домыслы развеивает табличка. «Борисоглебский раскоп. Работы ведутся Новгородским архитектурно-археологическим отрядом Института археологии РАН». Вот так. Действующий археологический раскоп. Учёные за работой.

Вообще-то, сейчас рядом находится церковь Андрея Стратилата. И никаких Борисов или Глебов не наблюдается.

Для справки.
Андрей Стратилат это такой христианский святой начала IV века. Специфическое прозвище получил из-за того, что был по профессии военным. И не просто был военным, а успешным полководцем. Но вот беда - подался в христианство. А оно тогда в Римской империи ещё не приветствовалось. И мало того, что сам стал христианином, так ещё и других военнослужащих, своих подчинённых, к тому склонил. Ну и получил по полной, приняв мученическую смерть.
Церковь Андрея Стратилата в новгородском Детинце. Фото автора.
Церковь Андрея Стратилата в новгородском Детинце. Фото автора.
Церковь Андрея Стратилата в новгородском Детинце. Фото автора.

А дело тут вот в чём. В первой половине XII века на этом месте стояла деревянная церковь Бориса и Глеба. Построили её ещё в 1146 году.

Для справки.
Князья Борис и Глеб, первые русские святые, были сыновьями князя Владимира Святославича. Который тоже «Святой» – за крещение Руси. А заодно и былинный «Красно Солнышко» – за всё остальное. После смерти великого папы в 1015 году, между его многочисленными детьми тут же началась грызня за власть (впрочем, они ещё при жизни папы с ним самим сцепились). Усевшийся на Киевский престол старший брат Святополк своих младших братьев, Бориса и Глеба, любимчиков Владимира, в том же 1015 году коварно убил. Не лично, конечно. За этот некрасивый поступок Святополк и получил прозвище «Окаянный», то есть, «подобный Каину». Кстати, на Святополке висит убийство ещё одного брата, Святослава, всё в том же 1015 году. Но Святослава, в отличие от Бориса с Глебом, в святые не записали. Видимо потому, что он погиб в бою. Впрочем, всё это Святополку не помогло, и после нескольких лет войны, в 1019-м, его спихнул ещё один брат, Ярослав Владимирович. Получивший впоследствии прозвание Ярослав Мудрый. При Ярославе Бориса с Глебом и начали почитать как святых.
Памятник «Тысячелетие России», установленный на территории новгородского Детинца в 1862 году. За ним виден собор Святой Софии. Дядя, воздевший руку с крестом среди фигур верхнего яруса – князь Владимир. Фигуры нижнего яруса рассмотреть сложновато не только на фотографии, но и вживую. Потому придётся описывать словами. На нижнем ярусе, после фигур в церковных одеждах, справа, стоит в княжеском облачении и с книгой в руке, фигура Ярослава Мудрого. Фото автора.
Памятник «Тысячелетие России», установленный на территории новгородского Детинца в 1862 году. За ним виден собор Святой Софии. Дядя, воздевший руку с крестом среди фигур верхнего яруса – князь Владимир. Фигуры нижнего яруса рассмотреть сложновато не только на фотографии, но и вживую. Потому придётся описывать словами. На нижнем ярусе, после фигур в церковных одеждах, справа, стоит в княжеском облачении и с книгой в руке, фигура Ярослава Мудрого. Фото автора.
Памятник «Тысячелетие России», установленный на территории новгородского Детинца в 1862 году. За ним виден собор Святой Софии. Дядя, воздевший руку с крестом среди фигур верхнего яруса – князь Владимир. Фигуры нижнего яруса рассмотреть сложновато не только на фотографии, но и вживую. Потому придётся описывать словами. На нижнем ярусе, после фигур в церковных одеждах, справа, стоит в княжеском облачении и с книгой в руке, фигура Ярослава Мудрого. Фото автора.
Против солнца наших фигурантов рассмотреть ещё сложнее, но попробую объяснить. Если смотреть на нижний ярус вправо от некрасиво рассекающего памятник шва. Дядя, прижавший руку к груди – Александр Невский. Из-за плеча у него слабо высовывается псковский князь литовец Довмонт. А величественная фигура со скипетром и державой, стоящая на верхнем ярусе – покоритель Новгорода и создатель Российского государства Иван III. Фото автора.
Против солнца наших фигурантов рассмотреть ещё сложнее, но попробую объяснить. Если смотреть на нижний ярус вправо от некрасиво рассекающего памятник шва. Дядя, прижавший руку к груди – Александр Невский. Из-за плеча у него слабо высовывается псковский князь литовец Довмонт. А величественная фигура со скипетром и державой, стоящая на верхнем ярусе – покоритель Новгорода и создатель Российского государства Иван III. Фото автора.
Против солнца наших фигурантов рассмотреть ещё сложнее, но попробую объяснить. Если смотреть на нижний ярус вправо от некрасиво рассекающего памятник шва. Дядя, прижавший руку к груди – Александр Невский. Из-за плеча у него слабо высовывается псковский князь литовец Довмонт. А величественная фигура со скипетром и державой, стоящая на верхнем ярусе – покоритель Новгорода и создатель Российского государства Иван III. Фото автора.

В 1167 году на месте деревянной церкви начали строить новую, одноимённую, но уже каменную. Закончили грандиозное строительство в 1173-м. Кстати, к этой постройке приложил руку (а может кошелёк) некий новгородец Садко Сытинец (или Сотко Сытинич). Которого считают прототипом былинного Садко. Церковь получилась весьма немаленькая, монументальная и величественная.

Фонтан Садко в Новгороде. Фото автора.
Фонтан Садко в Новгороде. Фото автора.
Фонтан Садко в Новгороде. Фото автора.

Плюс, к началу XIV века церковь Бориса и Глеба в Детинце приобретает у новгородцев особый статус, практически «сравнявшись по важности» с официально главным новгородским храмом – собором Святой Софии (построен в 1045-1050 годах). Историки делают такой вывод на основании упоминаний в летописях. Скажем, военные победы новгородцев XII и XIII веков (в том числе знаменитые Невская битва 1240 года и Раковорская битва 1268 года) упоминаются с обязательным «победили с помощью божьей и Святой Софии» в той или иной формулировке. А позже, в XIV веке, к упоминанию помощи Софии, в обязательном порядке добавляются ещё и Борис с Глебом.

Причём самое первое их упоминание в таком контексте относится к ещё одному знаковому военному событию – к Ледовому побоищу 1242 года. Князю Александру Ярославичу, к которому ещё не приклеилось историографическое прозвище Невский, помогли победить «бог и святая Софья и святою мученику Бориса и Глеба, ею же ради новгородци кровь свою прольяша, тех святых великими молитвами».

Храм Бориса и Глеба несколько раз горел и восстанавливался. В 1405 году храм в очередной раз сгорел и обвалился, и в 1441 году его полностью отстроили заново, на старом фундаменте. А заодно, на месте разобранной лестничной башни, соорудили новый придел, который освятили в честь Андрея Стратилата.

Церковь Андрея Стратилата в Новгороде. Если бы не главка с крестом, её можно было бы принять за какой-нибудь сарайчик для хозинвентаря. Фото автора.
Церковь Андрея Стратилата в Новгороде. Если бы не главка с крестом, её можно было бы принять за какой-нибудь сарайчик для хозинвентаря. Фото автора.
Церковь Андрея Стратилата в Новгороде. Если бы не главка с крестом, её можно было бы принять за какой-нибудь сарайчик для хозинвентаря. Фото автора.

К концу XV века «особый статус» церкви Бориса и Глеба в Детинце сходит на нет. Сходит на нет и былая новгородская независимость, окончательно сломленная военной силой Москвы при Иване III.

Последний раз как существующая, церковь Бориса и Глеба упоминается в документах 1652 года. В документе 1682 года о церкви Бориса и Глеба в Детинце уже сказано: «Церковь в прошлых в давных годех в раззорении и вся до основания разобрана».

Причём археологические раскопки 1940 года показали, что на камень разобрали не только обвалившиеся стены, но даже фундамент из земли частично выковыряли.

При этом придел Андрея Стратилата уцелел. Его немного расширили и превратили в самостоятельную церковь с тем же именем.

Церковь Андрея Стратилата в Новгороде. Её передняя половина стоит на фундаменте древней башни с лестницей, оставшемся от первоначального варианта каменной церкви Бориса и Глеба – башню разобрали при перестройке в 1441 году, а на её месте соорудили придел. Старый фундамент и несколько сохранившихся ступеней были раскопаны в 1969 году. Археологические раскопки сейчас ведутся там, где располагалась церковь Бориса и Глеба. Фото автора.
Церковь Андрея Стратилата в Новгороде. Её передняя половина стоит на фундаменте древней башни с лестницей, оставшемся от первоначального варианта каменной церкви Бориса и Глеба – башню разобрали при перестройке в 1441 году, а на её месте соорудили придел. Старый фундамент и несколько сохранившихся ступеней были раскопаны в 1969 году. Археологические раскопки сейчас ведутся там, где располагалась церковь Бориса и Глеба. Фото автора.
Церковь Андрея Стратилата в Новгороде. Её передняя половина стоит на фундаменте древней башни с лестницей, оставшемся от первоначального варианта каменной церкви Бориса и Глеба – башню разобрали при перестройке в 1441 году, а на её месте соорудили придел. Старый фундамент и несколько сохранившихся ступеней были раскопаны в 1969 году. Археологические раскопки сейчас ведутся там, где располагалась церковь Бориса и Глеба. Фото автора.

К половинке церкви Андрея Стратилата, оставшейся от XV века, и половинке, оставшейся от достройки XVII века, в первой половине XIX века ещё немного добавили. Заменили крышу, поставили главку-луковку и прилепили маленькую звонницу над входом. В таком своеобразном виде (плюс реставрация и укрепление стен, проведённые в XX веке) церковь Андрея Стратилата существует и поныне. А от величия новгородской церкви Бориса и Глеба в Детинце не осталось и следа.

Совмещённые планы огромной, но не сохранившейся церкви Бориса и Глеба в Детинце и существующей крохотной церковки Андрея Стратилата.
Совмещённые планы огромной, но не сохранившейся церкви Бориса и Глеба в Детинце и существующей крохотной церковки Андрея Стратилата.
Совмещённые планы огромной, но не сохранившейся церкви Бориса и Глеба в Детинце и существующей крохотной церковки Андрея Стратилата.

Что до археологического Борисоглебского раскопа, то копают на этом месте уже в третий раз. Первый подход был в 1940 году. Толком закончить исследования помешала война. Второй раз здесь копали в 2008-м. И всякий раз археологи подходили к вопросу традиционно: раскопали, осмотрели, зафиксировали, задокументировали – и закопали обратно.

Почувствуй себя золотоискателем. Борисоглебский раскоп в Новгороде. На этих нехитрых приспособлениях археологи просеивают породу в поисках всякой исторически важной мелочи. Фото автора.
Почувствуй себя золотоискателем. Борисоглебский раскоп в Новгороде. На этих нехитрых приспособлениях археологи просеивают породу в поисках всякой исторически важной мелочи. Фото автора.
Почувствуй себя золотоискателем. Борисоглебский раскоп в Новгороде. На этих нехитрых приспособлениях археологи просеивают породу в поисках всякой исторически важной мелочи. Фото автора.

Очередные раскопки здесь начались в 2018-м. Теперь был заявлен другой план: не только исследовать старые фундаменты, но и «вывести их на свет». Чтобы посетителям Детинца были видны контуры некогда существовавших здесь строений. Сделать по фундаментам не сохранившихся новгородских зданий стены в полметра высотой, более-менее так, как сделано в Довмонтовом городе Псковского кремля.

Довмонтов город в Псковском кремле – Кроме. Раскопанные и законсервированные фундаменты древних построек, в основном церквей, выделены надстроенными невысокими стенками. Фото автора.
Довмонтов город в Псковском кремле – Кроме. Раскопанные и законсервированные фундаменты древних построек, в основном церквей, выделены надстроенными невысокими стенками. Фото автора.
Довмонтов город в Псковском кремле – Кроме. Раскопанные и законсервированные фундаменты древних построек, в основном церквей, выделены надстроенными невысокими стенками. Фото автора.

Но, видимо, всё пошло не по плану. Потому как размер раскопок в 2021 году, что виден на моих фотографиях, явно меньше, чем раскопки на фотографиях 2018-2020 годов, которые можно найти в сети. И никаких следов «подчёркивания новыми стенками старых фундаментов». Видимо, повторять псковский опыт не будут.

Церковь Андрея Стратилата и археологический раскоп рядом с ней. Фото автора.
Церковь Андрея Стратилата и археологический раскоп рядом с ней. Фото автора.
Церковь Андрея Стратилата и археологический раскоп рядом с ней. Фото автора.

Сведения, полученные учёными, осядут в специальных изданиях, раскопанное закопают обратно, а простым посетителям новгородского Детинца останется только догадываться, что скрывается в земле у них под ногами.