641 subscriber

Когда вагон – сам себе локомотив

148 full reads
259 story viewsUnique page visitors
148 read the story to the endThat's 57% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Моторвагонный подвижной состав железных дорог.

Во времена паровозов основным видом железнодорожных составов были составы с локомотивной тягой. То есть, вот локомотив – паровоз, что тянет вагоны. А вот к нему вагоны, что сами по себе ехать не могут, поскольку никакими двигателями не оборудованы. Обычное дело. Да даже если и хотели впихнуть нормальный паровой котёл с паровой машиной и нормальный пассажирский салон (или грузовое помещение) на одну платформу, ограниченную в габаритах, это было довольно проблематично. Да, такое было, и паровозо-вагоны строили, для специальных целей. Но, всё же, гораздо чаще на железных дорогах имелось чёткое «разделение труда» - вагоны отдельно, локомотивы отдельно.

Пассажирский паровоз Су253-15 выпуска 1950 года. Фото автора.
Пассажирский паровоз Су253-15 выпуска 1950 года. Фото автора.
Пассажирский паровоз Су253-15 выпуска 1950 года. Фото автора.

Когда к паровозам присоединились тепловозы и электровозы, ситуация заметно изменилась. Научно-технический прогресс не стоит на месте! Моторных вагонов стало гораздо больше. И их разнообразие пошло вглубь и вширь. В нашей стране, с её любовью к аббревиатурам, даже возникло такое понятие, как «МВПС» – моторвагонный подвижной состав.

Принципиальное отличие такого состава от состава с локомотивной тягой – наличие вагонов, приспособленных для перевозки пассажиров или груза и одновременно оборудованных двигателями для тяги. Такими «моторвагонами» могут быть как отдельные вагоны состава, так и все его вагоны.

Подавляющее большинство моторвагонов (как прежних, так и ныне действующих) – пассажирские и специальные (служебные, ремонтные). Коммерческие грузовые среди них большая редкость.

Вы считаете, что термин «моторвагон» что-то редкое и специфическое? Вы такого никогда не слышали?

Но, скажем, такое, если не всем, то большинству известное явление, как «электричка» – электропоезд – тоже моторвагонная структура. У электропоезда имеются головные вагоны (для управления, не обязательно с мотором), моторвагоны, движущиеся на электрической тяге (не обязательно головные), и сколько-то, не слишком много, вагонов прицепных. Если электропоезд совсем уж маленький, прицепных вагонов может вовсе не быть, одни моторвагоны.

Головной моторный вагон электропоезда ЭР2-963-09. Построен на Рижском вагоностроительном заводе в 1972 году. Фото автора.

Другая разновидность – дизель-поезд. Как в составах с локомотивной тягой применяются электровозы и тепловозы, так и в моторвагонных составах наряду с электропоездами есть дизель-поезда. («Тепло-поезд» как-то не звучит, согласитесь). Дизель-поезда, по большому счёту, служат подпоркой электропоездам – их используют на неэлектрифицированных и частично электрифицированных линиях, на которых они выполняют функции свойственные электропоездам.

Головной моторный вагон дизель-поезда Д1-719-3. Изготовлен для Советского Союза на венгерском на заводе «Ganz-MAVAG» в 1984 году. Фото автора.
Головной моторный вагон дизель-поезда Д1-719-3. Изготовлен для Советского Союза на венгерском на заводе «Ganz-MAVAG» в 1984 году. Фото автора.
Головной моторный вагон дизель-поезда Д1-719-3. Изготовлен для Советского Союза на венгерском на заводе «Ganz-MAVAG» в 1984 году. Фото автора.
Случай из жизни.
Пример частично электрифицированной линии, на которой, тем не менее, пустили электропоезд, а не дизель-поезд. Выехав из Санкт-Петербурга на электропоезде, я прибыл в Псков на том же электропоезде, но не на электрической тяге – там, где электрификация кончилась, состав подхватил обычный линейный тепловоз, и доставил до станции назначения. В обратную сторону было наоборот – тепловоз вывел из Пскова электропоезд, довёл его до электрифицированного участка, отстыковался, и дальше электропоезд шёл сам.
Головной моторный вагон дизель-поезда ДР1-032-3 построенный на Рижском вагоностроительном заводе в 1969 году. Фото автора.
Головной моторный вагон дизель-поезда ДР1-032-3 построенный на Рижском вагоностроительном заводе в 1969 году. Фото автора.
Головной моторный вагон дизель-поезда ДР1-032-3 построенный на Рижском вагоностроительном заводе в 1969 году. Фото автора.

Ещё один частный случай моторвагонного подвижного состава – автомоториса. Это уже не целый состав, а одиночный моторный вагон. Специально оборудованный, как самостоятельная единица.

Представитель «пассажирских автомоторис». Как раз того времени, когда «личные вертолёты и бизнес-джеты» были ещё не актуальны, но люди, которые могли бы себе это позволить, уже были. Трофейная румынская автомоториса ABam/мот-758. Изготовлена в 1939 году компанией Николае Малакса. Фото автора.
Представитель «пассажирских автомоторис». Как раз того времени, когда «личные вертолёты и бизнес-джеты» были ещё не актуальны, но люди, которые могли бы себе это позволить, уже были. Трофейная румынская автомоториса ABam/мот-758. Изготовлена в 1939 году компанией Николае Малакса. Фото автора.
Представитель «пассажирских автомоторис». Как раз того времени, когда «личные вертолёты и бизнес-джеты» были ещё не актуальны, но люди, которые могли бы себе это позволить, уже были. Трофейная румынская автомоториса ABam/мот-758. Изготовлена в 1939 году компанией Николае Малакса. Фото автора.

Автомоториса может быть и пассажирский, но в наши времена это гораздо чаще железнодорожная служебная единица. Под «автомоторисой» понимают именно «тепловозную» - дизельную - разновидность. Одиночный самоходный вагон с электротягой (а такая экзотика наверняка будет служебно-железнодорожной) называют электромоторисой.

Типичная служебная автомоториса. Автомоториса дизельная монтажная АДМ 751 изготовления Тихорецкого завода, 1988 года. Фото автора.
Типичная служебная автомоториса. Автомоториса дизельная монтажная АДМ 751 изготовления Тихорецкого завода, 1988 года. Фото автора.
Типичная служебная автомоториса. Автомоториса дизельная монтажная АДМ 751 изготовления Тихорецкого завода, 1988 года. Фото автора.

В разновидности мелкого моторвагонного подвижного состава, вроде рельсового автобуса или вагонов метрополитена, мы вдаваться не будем. Ведь там и до трамваев недалеко.

Рельсовый автобус РА1. Конкретно этот образец, пока хранящийся в отстойнике музея – самый первый экземпляр, РА1-0001. Фото автора.
Рельсовый автобус РА1. Конкретно этот образец, пока хранящийся в отстойнике музея – самый первый экземпляр, РА1-0001. Фото автора.
Рельсовый автобус РА1. Конкретно этот образец, пока хранящийся в отстойнике музея – самый первый экземпляр, РА1-0001. Фото автора.

Всё это мы обсудили в общих чертах. О некоторых конкретных представителях МВПС поговорим подробнее отдельно, но уже в другой раз.

Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть?

Скиталец Гражданской войны - мотоброневагон "Заамурец"

Мотоброневагон МБВ. Единственный сохранившийся

Музей железных дорог России.

Француз на русской службе - железнодорожная "иномарка" в СССР.

Танк-паровоз. Всё своё ношу с собой.

Дама сдавала в багаж... А куда она его сдавала?

Устройство колёсной пары - один из музейных "интерактивных демонстраторов"

(Версия для LiveJournal)

#железнодорожный транспорт #ржд #поезда #история #ссср #транспорт #железная дорога #поездки по россии #электричка #техника ссср