Мотоброневагон «Заамурец». Удивительные приключения | Ерофей и его заметки | Яндекс Дзен
631 subscriber

Мотоброневагон «Заамурец». Удивительные приключения

4,2k full reads
6k story viewsUnique page visitors
4,2k read the story to the endThat's 70% of the total page views
4 minutes — average reading time

Рассматривая разновидности МВПС – моторвагонного подвижного состава железных дорог – мы коснулись в основном его современного и гражданского состояния. Однако не так уж и давно среди МВПС имелись и военные объекты. Мотоброневагоны.

Бронепоезд представляет собой забронированный паровоз, который таскает бронеплощадки с вооружением. Словом, обычный железнодорожный состав с локомотивной тягой, только с военной спецификой. Мотоброневагон же подобен автомоторисе. Он передвигается самостоятельно и сам же несёт экипаж и вооружение. Конечно, при желании, мотоброневагон можно включить и в состав бронепоезда.

Мотоброневагон «Заамурец». Удивительные приключения

Первый российский мотоброневагон, получивший собственное имя «Заамурец», был построен к концу 1916 года, успел немного поучаствовать в Первой Мировой войне (скорее формально, чем в боях), а потом его подхватил вихрь революционных событий. И о его судьбе впору снимать приключенческое кино.

Пара слов о характеристиках этого мотоброневагона. Четырёхосный, с тележками пассажирского типа с усиленными рессорами, с несущим корпусом, склёпанным из гомогенной брони на уголках и швеллерах. Толщина брони изогнутых и наклонных поверхностей 12 мм, вертикальных – 16 мм. Корпус делился на пять отсеков: передняя и задняя наблюдательные командирские рубки (в каждой по пулемёту), два орудийных каземата и центральный каземат с восемью пулемётами и двумя двигателями, «Фиат» и «Флоренция», по 60 лошадиных сил каждый. В орудийных казематах, в полусферических башнях, были установлены 57-мм морские пушки Норденфельда. В 1919 году их заменили на «трёхдюймовки» - 76,2-мм полевые пушки образца 1902 года. Мотоброневагон мог развивать скорость до 45 км/час. В процессе службы в конструкцию башен и центрального каземата внесли некоторые изменения.

Отведённый в августе 1917 года на ремонт и модернизацию в Одессу, после Октябрьской революции мотоброневагон попадает в состав вооружённых сил украинской Центральной Рады. В середине января 1918 года в Одессе начинается восстание, «Заамурец» в составе сил большевиков воюет против войск Центральной Рады. В конце февраля мотоброневагон оказался под контролем банды анархистов, которая разъезжая на нём по окрестным путям элементарно грабила население. В марте «Заамурец» отбивают черноморские моряки под командованием А.В. Полупанова. Мотоброневагон был включен в состав их бронепоезда «Полупановцы».

Мотоброневагон «Заамурец» в своём первоначальном виде, Одесса, октябрь 1916 года. Впоследствии его несколько раз модернизируют, с переделыванием башен, изменениями в центральном каземате и сменой артиллерийского вооружения.
Мотоброневагон «Заамурец» в своём первоначальном виде, Одесса, октябрь 1916 года. Впоследствии его несколько раз модернизируют, с переделыванием башен, изменениями в центральном каземате и сменой артиллерийского вооружения.
Мотоброневагон «Заамурец» в своём первоначальном виде, Одесса, октябрь 1916 года. Впоследствии его несколько раз модернизируют, с переделыванием башен, изменениями в центральном каземате и сменой артиллерийского вооружения.
Пару слов об этом бронепоезде, ещё царской постройки, с которым в дальнейшем судьба мотоброневагона «Заамурец» будет накрепко связана. Первоначально это был один из бронепоездов типового проекта генерал-майора Колобова под названием «Бронепоезд №3 Собственного Его Величества железнодорожного полка». После первой революции 1917 года, он стал бронепоездом 1-го Заамурского железнодорожного батальона. Потом, после второй революции 1917 года, стал бронепоездом «Вильна Украина» войск Центральной Рады. Потом, захваченный советскими войсками, стал «Бронепоездом №4» с полуофициальным именем «Полупановцы». Из-за лозунга накрашенного на борту, этот бронепоезд иногда числится под названием «Свобода или смерть!».

В середине мая 1918 года, после боёв с войсками Центральной Рады и вторгшимися румынскими частями, бронепоезд полупановцев, а с ним и мотоброневагон «Заамурец», отправили на ремонт в Москву. После ремонта «Бронепоезд №4», в составе которого мотоброневагон так и остался, отправили на Восточный фронт – против Чехословацкого корпуса, Народной армии КОМУЧа и войск Колчака.

После боёв под Бугульмой, Сызранью и Мелекессом (ныне Димитровград), бронепоезд с «Заамурцем» оказались в Симбирске (ныне Ульяновск). Под нажимом Чехословацкого корпуса советские войска из Симбирска отступили. Полупанов в своих воспоминаниях сообщает, что оказавшись в одиночестве в окружении, команда бронепоезда отправила его на взорванный мост через Волгу и утопила в реке. На самом деле бронепоезд, оставленный в Симбирске на мосту без экипажа, захватили чехи. Это было 22 июля 1918 года.

Бронепоезд №4 брошенный на мосту через Волгу в Симбирске 22 июля 1918 года. Ближе всего к берегу, слева, расположен мотоброневагон «Заамурец».
Бронепоезд №4 брошенный на мосту через Волгу в Симбирске 22 июля 1918 года. Ближе всего к берегу, слева, расположен мотоброневагон «Заамурец».
Бронепоезд №4 брошенный на мосту через Волгу в Симбирске 22 июля 1918 года. Ближе всего к берегу, слева, расположен мотоброневагон «Заамурец».

В составе Чехословацкого корпуса бронепоезд получил новое имя – «Orlik». Что в особом переводе с чешского как-то не нуждается. «Orlik» действовал в составе 4-го чехословацкого полка вдоль магистрали Симбирск – Чита. Мотоброневагон «Заамурец», предназначенный для самостоятельных действий, весьма совершенный по конструкции, так и остался в составе бронепоезда, превратившись в банальную бронеплощадку. Впрочем, изредка он действовал и самостоятельно. Например, в октябре 1918 года под названием «Orlik I» мотоброневагон воевал в районе Приютово и Абдулино (это стык Башкирии и Оренбургской области).

Мотоброневагон «Заамурец», захваченный чехословаками. Симбирск, июль 1918 года.
Мотоброневагон «Заамурец», захваченный чехословаками. Симбирск, июль 1918 года.
Мотоброневагон «Заамурец», захваченный чехословаками. Симбирск, июль 1918 года.

В Сибири бронепоезд сопровождал американский консульский поезд к Колчаку в Омск, участвовал в охране Транссибирской магистрали летом 1919 года. По этому поводу французский генерал Морис Жанен, командующий Чехословацким корпусом и вообще войсками Антанты в России, говорил, что «бронепоезд «Orlik» поддерживает полный порядок».

Сдав Колчака, чехословаки прихватили с собой Жанена, российский золотой запас и эвакуировались из Владивостока восвояси. По дороге, ненадолго, в апреле 1920 года, бронепоезд у чехов отняли японцы, но потом вернули.

Мотоброневагон «Заамурец» уже в виде части чехословацкого бронепоезда «Orlik» в китайском Хайларе в апреле 1920 года. Рядом его временная японская команда.
Мотоброневагон «Заамурец» уже в виде части чехословацкого бронепоезда «Orlik» в китайском Хайларе в апреле 1920 года. Рядом его временная японская команда.
Мотоброневагон «Заамурец» уже в виде части чехословацкого бронепоезда «Orlik» в китайском Хайларе в апреле 1920 года. Рядом его временная японская команда.

Так «Orlik» добрался до Владивостока. Там бронепоезд достался белогвардейцам, которые увели его в китайский Харбин. В Китае белогвардейский бронепоезд в составе русских войск генерала Нечаева умудрился поучаствовать в бесконечной китайской гражданской войне «всех со всеми» на стороне генерала Чжан Цзунчана. Войска Гоминьдана смогли разгромить этого «милитариста» только к 1928 году.

Мотоброневагон «Заамурец» где-то в Китае, вероятно вновь захваченный японцами. Надписи «Orlik» уже не просматривается, зато что-то написано иероглифами. Дата неизвестна, предполагается, что начало 1930-х годов.
Мотоброневагон «Заамурец» где-то в Китае, вероятно вновь захваченный японцами. Надписи «Orlik» уже не просматривается, зато что-то написано иероглифами. Дата неизвестна, предполагается, что начало 1930-х годов.
Мотоброневагон «Заамурец» где-то в Китае, вероятно вновь захваченный японцами. Надписи «Orlik» уже не просматривается, зато что-то написано иероглифами. Дата неизвестна, предполагается, что начало 1930-х годов.

Дальнейшие следы как всего бронепоезда, так и мотоброневагона «Заамурец» теряются.

Мотоброневагон МБВ. Единственный сохранившийся

МВПС. Когда вагон - сам себе локомотив

Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть?

Ненастоящий бронепоезд

Послевоенный бронепоезд. Старые идеи на новый лад

(Версия для LiveJournal)

#история #история россии #гражданская война в россии #революция #железнодорожный транспорт #бронетехника #бронепоезд #военная техника #китай #история ссср