624 subscribers

Поехали! Самолёты Гагарина, ч.1

523 full reads
591 story viewUnique page visitors
523 read the story to the endThat's 88% of the total page views
2 minutes — average reading time

Немного о самолётах, сыгравших заметную роль на пути Гагарина в космос.

Когда в СССР приступили к подготовке пилотируемого полёта в космос, иных кандидатур в космонавты, кроме военных лётчиков-истребителей, привычных к реактивным самолётам, к их перегрузкам и скоростям принятия решений, просто не существовало. Перенести восьмикратную перегрузку при посадке – не шутка. А к здоровью физическому должны прилагаться ещё и стальные нервы. На которые неприятно давит хрустящая от температурных нагрузок оболочка спускаемого аппарата. Вылезание из «шарика» и спускание на парашюте с многокилометровой высоты – отдельная песня.

В августе 1951 года, в семнадцатилетнем возрасте, Юрий Гагарин, после Люберецкого ремесленного училища, которое он совмещал с вечерней рабочей школой, поступает на литейное отделение Саратовского индустриального техникума.

А в конце 1954 года двадцатилетний Гагарин записывается в Саратовский аэроклуб ДОСААФ. Вообще, обычно туда брали выпускников, но в этот раз зачислили и четверокурсников. Да, на дворе уже не двадцатые-тридцатые годы, с их модой на «аэропланы и рекордные перелёты», но, тем не менее, молодёжь в авиацию идёт. Вот это решение Гагарина и стало судьбоносным.

Учебно-тренировочный самолёт Як-18, заводской номер 1166304, выпущен в 1952 году заводом №116 (г.Арсеньев, Приморский край). Бортовой номер «жёлтая 6». Фото автора, 2021 г.
Учебно-тренировочный самолёт Як-18, заводской номер 1166304, выпущен в 1952 году заводом №116 (г.Арсеньев, Приморский край). Бортовой номер «жёлтая 6». Фото автора, 2021 г.
Учебно-тренировочный самолёт Як-18, заводской номер 1166304, выпущен в 1952 году заводом №116 (г.Арсеньев, Приморский край). Бортовой номер «жёлтая 6». Фото автора, 2021 г.

Гагарин про свой первый самостоятельный вылет (лето 1955 года), в книге «Дорога в космос»:

«Наступал июль. Дни стояли знойные, вечера душные. В один из таких дней Дмитрий Павлович не сел, как обычно, со мной в машину — это была «шестёрка жёлтая», — а, стоя на земле, сказал:
— Пойдёшь один. По кругу…»

Не стань Гагарин военным лётчиком – попал бы он в космонавты? Конечно, нет. А попал бы он в лётчики-истребители без аэроклуба? Тоже нет. Вот и получается, что космическое будущее Гагарина определилось в скромном саратовском аэроклубе, на стареньком поршневом самолётике.

Юрий Гагарин в Саратовском аэроклубе ДОСААФ у Як-18 с бортовым номером «жёлтая 6», 1955 год.
Юрий Гагарин в Саратовском аэроклубе ДОСААФ у Як-18 с бортовым номером «жёлтая 6», 1955 год.
Юрий Гагарин в Саратовском аэроклубе ДОСААФ у Як-18 с бортовым номером «жёлтая 6», 1955 год.

Гагарин, уже сдав экзамены в техникуме, остался в Саратове – заканчивать аэроклуб (осень 1955 года):

«Незаметно подкралась тихая осень. Через аэродром потянулась паутина бабьего лета, в палатках по ночам становилось холоднее. Подошла пора выпускных экзаменов. Опять — в который раз — экзамены! Но и теперь я их выдержал: самолёт «Як-18» — «отлично», мотор — «отлично», самолётовождение — «отлично», аэродинамика — «отлично»; общая оценка выпускной комиссии — тоже «отлично».

Учебно-тренировочный самолёт Як-18 был разработан КБ Яковлева во второй половине сороковых годов, в серию запущен в 1947 году, но более-менее массовое производство началось только в 1949 г.

Сколь бы ни был мал самолёт (длина 8 метров, размах крыла 10 метров), а в музейный зал он поместился с трудом. Фото автора, 2021 г.
Сколь бы ни был мал самолёт (длина 8 метров, размах крыла 10 метров), а в музейный зал он поместился с трудом. Фото автора, 2021 г.
Сколь бы ни был мал самолёт (длина 8 метров, размах крыла 10 метров), а в музейный зал он поместился с трудом. Фото автора, 2021 г.

Самолёт хоть и не «деревянный», металлический, но имеет полотняную обшивку многих частей (фюзеляж за кабиной, отъёмные консоли крыла, хвостовое оперение). У первой модификации (серийная модификация 1947 года) имелись основные опоры шасси под плоскостями и хвостовое колесо. У модификации Як-18У (в серии с 1954 года) схема шасси меняется, появляется носовая опора. Но на такой модификации Гагарину доведётся летать только в авиаучилище.

Двигатель, как и оборудование кабины, на месте. Фото автора, 2021 г.
Двигатель, как и оборудование кабины, на месте. Фото автора, 2021 г.
Двигатель, как и оборудование кабины, на месте. Фото автора, 2021 г.

Двигатель – поршневой М-11ФР, мощностью в 160 л.с. (Двигатели этого семейства стояли и на самом известном советском учебном самолёте – поликарповском У-2). Винт двухлопастной, изменяемого шага. Максимальная скорость самолёта 250 км/час. Полностью готовый к вылету самолётик весил всего тонну с небольшим.

Гагарин в «Дороге в космос»:

«После экзаменов все мы, летавшие на «шестёрке жёлтой», подошли к машине. Хотелось ещё раз, на прощание, дотронуться до её крыльев, посидеть в кабине, взглянуть на приборы. Кто знает, на каких самолётах доведётся ещё летать! А этот старенький, повидавший виды «Як-18» стал для нас родной машиной».
Митинг на Площади Революции в Саратове (сейчас это Театральная площадь). На другом борту самолёта было написано «Краеведческому музею от Саратовского аэроклуба», 1961 г.
Митинг на Площади Революции в Саратове (сейчас это Театральная площадь). На другом борту самолёта было написано «Краеведческому музею от Саратовского аэроклуба», 1961 г.
Митинг на Площади Революции в Саратове (сейчас это Театральная площадь). На другом борту самолёта было написано «Краеведческому музею от Саратовского аэроклуба», 1961 г.

Гагарину довелось летать не только на самолётах, но и на космическом корабле. А видавшая виды «жёлтая шестёрка» в мае 1961 года попала в Саратовский краеведческий музей. Теперь это «Памятник науки и техники I категории», о чём свидетельствует сертификат №1228.

Як-18 в Саратовском краеведческом музее. Фото автора, 2021 г.
Як-18 в Саратовском краеведческом музее. Фото автора, 2021 г.
Як-18 в Саратовском краеведческом музее. Фото автора, 2021 г.

(Версия для LiveJournal)