637 subscribers

Пожарный катер тип «Вьюн»

Пожарный катер тип «Вьюн», установленный в качестве экспоната Музея боевой и трудовой славы в Парке Победы города Саратова.

В 2017-2018 году в Саратове в его Парке Победы, что на Соколовой горе, появился новый экспонат. Кораблик, маленький, но яркий. Пожарный катер.

Быстроходное противопожарное судно проекта 16640, тип «Вьюн». Построен в 1995 году Рыбинским судостроительным заводом «Вымпел». Строительный номер 02865, бортовой номер В-7-266. Собственное имя «Сторожевой».

Пожарный катер на Соколовой горе в Саратове. Фото автора.
Пожарный катер на Соколовой горе в Саратове. Фото автора.
Пожарный катер на Соколовой горе в Саратове. Фото автора.

Два дизельных двигателя, три стационарных пожарных лафета (и ещё три переносных), восемь человек экипажа. Длина тридцать метров, ширина пять, водоизмещение семьдесят тонн. Скорость тридцать пять километров в час.

«Сторожевой». Фото автора.
«Сторожевой». Фото автора.
«Сторожевой». Фото автора.

С 1995 по 2005 год находился в Саратове, в прилегающей волжской акватории, неоднократно участвовал в тушении пожаров (как прибрежных построек, так и плавсредств, танкера в том числе) и в проведении аварийно-спасательных работ.

На борт ведут самые обычные лестницы. Фото автора.

Кораблик не такой уж маленький, но засунут, зачем-то, в кусты и деревья, так, что не со всех сторон на него посмотреть можно. Зато установлены вполне обычные лестницы, по которым можно подняться на палубу.

Правый борт для осмотра крайне неудобен – катер задвинули впритык к растительности.

Осмотреть катер можно лишь с одной стороны, с другой он закрыт деревьями. Фото автора.
Осмотреть катер можно лишь с одной стороны, с другой он закрыт деревьями. Фото автора.
Осмотреть катер можно лишь с одной стороны, с другой он закрыт деревьями. Фото автора.

Зато, благодаря установке катера «на суше», можно безвозбранно посмотреть на вынутую из воды корму – катер имеет водомётные движители.

Вид на корму катера. Фото автора.
Вид на корму катера. Фото автора.
Вид на корму катера. Фото автора.

После десяти лет службы в Саратове, катер, в 2005 году, был передан в Балаково. Сколько и как он там служил неизвестно, но уже в начале 2011 года катер оказался «на суше», на Балаковском судоремонтном заводе.

Вид на рубку и два носовых пожарных лафета. У лафета стоящего на крыше рубки на июнь 2021 года раструба уже нет… Фото автора.

В октябре 2017 года «Сторожевого» отправили обратно в Саратов - правда, уже по частям. Судно разрезали на пять частей, доставили их на Соколовую гору, в Парк Победы, и там собрали заново. К «майским праздникам» 2018 года новый экспонат открыли официально.

Ещё немного фотографий оставшегося на катере пожарного оборудования:

Носовая установка. Фото автора.

Летом, под палящим саратовским солнцем, металлический корпус катера раскаляется, так, что коснувшись его ненароком, рискуешь получить ожог.

Лафет на крыше рубки, в ещё более разукомплектованном нынешнем состоянии. Фото автора.
Лафет на крыше рубки, в ещё более разукомплектованном нынешнем состоянии. Фото автора.
Лафет на крыше рубки, в ещё более разукомплектованном нынешнем состоянии. Фото автора.
Кормовая установка. Фото автора.

Даже если не брать в расчёт саму по себе установку нового экспоната, появление катера позволило более удобно смотреть на многочисленные самолёты, установленные рядом. Раньше сверху увидеть их было никак нельзя. Теперь, забравшись на катер, это вполне осуществимо. Даже с таким немаленьким самолётом, как стоящий рядом штурманский Ту-134УБЛ.

«Сторожевой» и выглядывающий из-за него Ту-134УБЛ. Фото автора.
«Сторожевой» и выглядывающий из-за него Ту-134УБЛ. Фото автора.
«Сторожевой» и выглядывающий из-за него Ту-134УБЛ. Фото автора.

Внутренние помещения катера для публики закрыты, и являют собой грустное зрелище разрухи и запустения:

В рубку можно заглянуть через стекло. Но, чтобы не расстраиваться, лучше этого не делать. Фото автора.
В рубку можно заглянуть через стекло. Но, чтобы не расстраиваться, лучше этого не делать. Фото автора.
В рубку можно заглянуть через стекло. Но, чтобы не расстраиваться, лучше этого не делать. Фото автора.

Для сравнения, можно привести фотографию «вьюна» в рабочем состоянии. Например, в Нижнем Новгороде имеется свой «рабочий» «вьюн», однотипный с музейным саратовским:

Нижний Новгород, у места впадения Оки в Волгу. Фото автора.
Нижний Новгород, у места впадения Оки в Волгу. Фото автора.
Нижний Новгород, у места впадения Оки в Волгу. Фото автора.

В Нижнем Новгороде, у дебаркадера №591 стоит пожарный катер «Вьюн-9». Всё тот же проект 16640, тот же тип «Вьюн». Строительный номер 02859, бортовой В-21-5186. Построен на том же самом заводе в Рыбинске, в 1990 году. На 2020 год по прежнему эксплуатируется (ГУ МЧС России по Нижегородской области).

Саратовский «вьюн» хоть и моложе, но уже своё отслужил. Но после списания не отправился в металлолом, а стал музейным экспонатом.

Саратов, Соколовая гора. Фото автора.
Саратов, Соколовая гора. Фото автора.
Саратов, Соколовая гора. Фото автора.

(Версия для LiveJournal)