649 subscribers

Послевоенный бронепоезд. Старые идеи на новый лад

12k full reads
20k story viewsUnique page visitors
12k read the story to the endThat's 60% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Советский антикитайский бронепоезд для защиты Транссиба.

Казалось бы после Великой Отечественной войны всем стало понятно, что такая экзотика как бронепоезда окончательно устарела и шансов в современной войне не имеет. Артиллерия, танки и, особенно, авиация поставили жирный крест на карьере классических бронепоездов. После войны их активно сдавали на базы хранения, а потом не менее активно резали на металл. (Да так активно, что из той огромной массы техники до нынешних дней дожили только считанные единицы. О них я уже рассказывал).

Однако, как это ни странно, бронепоезда в их классическом (почти классическом) виде – броня плюс артиллерия – ждало возрождение. Ренессанс вынужденный, недолгий и не от хорошей жизни.

Бронелетучка БТЛ-1 – реинкарнация бронепоездов на новом технологическом уровне. Фото автора.
Бронелетучка БТЛ-1 – реинкарнация бронепоездов на новом технологическом уровне. Фото автора.

«Развенчание культа личности», начатое Хрущёвым, привело, ко всему прочему, и к охлаждению взаимоотношений с Китаем, где цвёл собственный культ личности, только не Сталина, а живого и здравствующего Мао Цзедуна. При Брежневе окончательно побили все горшки и дело от провокаций и обстрелов дошло до открытых военных столкновений – тот самый остров Даманский на реке Уссури в 1969-м. Потом-то с Китаем постепенно помирились, но было уже поздно – вскоре после «примирения» СССР прекратил своё существование.

Именно с обострением советско-китайских отношений и было связано возрождение бронепоездов. С коммуникациями на возможном театре военных действий была напряжёнка. По сути, основной транспортной артерией являлась Транссибирская железнодорожная магистраль, проходившая не так далеко от границы и довольно уязвимая. Для её прикрытия и понадобилось экстренно возрождать бронепоезда.

Первый проект, практически «классический» бронепоезд, с бронетепловозом и артиллерийскими площадками, разработанный после событий на Даманском, в серию не пошёл. А вот второй вариант, более универсальный, изготовили в начале семидесятых в количестве нескольких единиц.

Составные части бронепоезда БП-1.
Составные части бронепоезда БП-1.

К теме подошли на новом техническом уровне – бронепоезд, обозначенный как БП-1, стал модульным и в некоторой степени универсальным по возможности применения вооружения.

Лёгкий плавающий танк ПТ-76. Фото автора.
Лёгкий плавающий танк ПТ-76. Фото автора.

Во-первых, имелось, так сказать, «ядро бронепоезда»: основной забронированный тепловоз ТГ16 (переделанный под нормальную колею сахалинский узкоколейный тепловоз). Который тянул бронированный командный пункт, зенитную бронеплощадку, платформы с плавающими танками ПТ-76 (две платформы с танком на каждой) и платформы с бронетранспортёрами БТР-40ЖД – специально созданной для бронепоезда модификацией БТР-40, приспособленной для передвижения по железнодорожному полотну (четыре платформы по две машины на каждой).

БТР-40ЖД – модификация БТР-40, оборудованная для передвижения по железнодорожному полотну, специально созданная для нового бронепоезда. Фото автора.
БТР-40ЖД – модификация БТР-40, оборудованная для передвижения по железнодорожному полотну, специально созданная для нового бронепоезда. Фото автора.

Во-вторых, в составе бронепоезда имелось пять самостоятельных «бронелетучек» – бронированных тепловозных летучек – БТЛ-1. Каждая бронелетучка состояла из забронированного маневрового тепловоза ТГМ1 (видимо, использовали и другие тепловозы) и двух платформ, на которых стояли танки.

Промышленный тепловоз ТГМ1. Этот экземпляр, ТГМ1-575, был построен на Муромском заводе им.Дзержинского в 1960 году. Фото автора.
Промышленный тепловоз ТГМ1. Этот экземпляр, ТГМ1-575, был построен на Муромском заводе им.Дзержинского в 1960 году. Фото автора.

Это всё не считая вспомогательной железнодорожной и боевой не-железнодорожной техники. Личного состава на один такой бронепоезд приходилось под три сотни человек.

Основным способом применения предполагалось самостоятельное ведение боевых действий рассредоточенными бронелетучками – чтобы прикрыть как можно большую протяжённость железной дороги. Но при необходимости «штабная» часть бронепоезда и бронелетучки могли быть соединены и действовать как одно целое.

Бронетепловоз ТМ-235 из состава бронелетучки. Здесь под бронёй не ТГМ1, о которых в составе бронелетучек пишут источники, а маневровый локомотив ТГМ23, о которых никогда не упоминают. На крыше будки машиниста нет положенной командирской башенки, да и амбразуры выглядят странно. Фото автора.
Бронетепловоз ТМ-235 из состава бронелетучки. Здесь под бронёй не ТГМ1, о которых в составе бронелетучек пишут источники, а маневровый локомотив ТГМ23, о которых никогда не упоминают. На крыше будки машиниста нет положенной командирской башенки, да и амбразуры выглядят странно. Фото автора.

Бронелетучки должны были действовать автономно, прикрывать отдельные участки железной дороги или определённые железнодорожные объекты – станции, путепроводы, мосты, разъезды и прочее. И на «основном ядре» бронепоезда, и на бронелетучках, техника имела возможность съехать с платформы и действовать самостоятельно. Собственно, в этом и была «универсальность» нового бронепоезда: его оружие – танки и десант – не были намертво привязаны к железнодорожному пути. (Впрочем, упоминается, что на бронелетучку могли поставить и неходовой танк, способный только пугать стрелять с платформы). Танки в составе БТЛ-1 могли использоваться какие угодно (модификаций Т-54 или Т-55 хватало), но чаще всего попадаются Т-62.

Танк Т-62М на платформе бронелетучки. Учитывая, что эта модификация появилась в 1983 году, вряд ли такие модификации Т-62 использовались в составе бронепоездов. За танком бронеотсек для десанта, у которого амбразуры для стрельбы из личного оружия выглядят крайне неестественно, как и все амбразуры у этого экземпляра БТЛ-1. Фото автора.
Танк Т-62М на платформе бронелетучки. Учитывая, что эта модификация появилась в 1983 году, вряд ли такие модификации Т-62 использовались в составе бронепоездов. За танком бронеотсек для десанта, у которого амбразуры для стрельбы из личного оружия выглядят крайне неестественно, как и все амбразуры у этого экземпляра БТЛ-1. Фото автора.

Для эффективного применения вооружения БТЛ-1 формировали так – платформы с танками по краям состава, бронетепловоз в центре. Из-за наличия десантных отделений платформы получились несимметричными, танки могли съезжать с платформы только в одну сторону. Потому платформы ставили так, чтобы танки были развёрнуты в разные стороны, и любой из них (или оба одновременно) сразу могли съехать по аппарелям с платформ на землю.

Платформа бронелетучки БТЛ-1. Перед танком виден поднятый в верхнее положение бронелист, который должен закрывать железнодорожные тележки и защищать их от боевых повреждений. Все откидные листы на этих музейных платформах подняты. Фото автора.
Платформа бронелетучки БТЛ-1. Перед танком виден поднятый в верхнее положение бронелист, который должен закрывать железнодорожные тележки и защищать их от боевых повреждений. Все откидные листы на этих музейных платформах подняты. Фото автора.

Бронелетучки кроме танков несли на себе ещё и десант. На самом тепловозе мотострелки размещались на площадках между двигателем и внешней бронёй, по бокам корпуса. Для их пущего удобства, кроме десантных люков там имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия. Кроме того, имелись десантные «бронеотсеки» на платформах. С люками и амбразурами в стенках и командирской башенкой с наблюдательными приборами сверху. Максимальная толщина брони у БТЛ-1 указывается в 16 мм. (Это если не брать в расчёт танки, естественно).

Платформа бронелетучки с танком Т-62МВ. Учитывая год появления модификации (1985-й) сомнительно, чтобы такие танки использовались в составе бронепоездов. Можно порассматривать устройство бронированной коробки для мотострелков. В качестве командирской башенки на обеих этих платформах, в отличие от многочисленных фотографий и схем, использованы башенки от МТ-ЛБ. Фото автора.
Платформа бронелетучки с танком Т-62МВ. Учитывая год появления модификации (1985-й) сомнительно, чтобы такие танки использовались в составе бронепоездов. Можно порассматривать устройство бронированной коробки для мотострелков. В качестве командирской башенки на обеих этих платформах, в отличие от многочисленных фотографий и схем, использованы башенки от МТ-ЛБ. Фото автора.

Теоретически, экипаж БТЛ-1 состоял из четырнадцати человек на бронетепловозе (из них двое – локомотивная бригада, остальные – командир бронелетучки, радист, санинструктор и десант), шестнадцати человек десанта на платформах, по восемь в каждом отсеке. И экипажей танков, в которые, естественно, не включали механиков-водителей, если танк был неходовой. В общей сложности могло набраться 38 человек. Как пишут, всего было изготовлено около сорока БТЛ-1.

С этого ракурса видны аппарели, по которым танк должен был съезжать с платформы. Фото автора.
С этого ракурса видны аппарели, по которым танк должен был съезжать с платформы. Фото автора.

Против Китая бронепоезда так и не пригодились и были отправлены на хранение. Позже железнодорожные бронечасти применялись в Чечне. Но это уже совсем другая история и другая война.

Платформа бронелетучка БТЛ-1 с танком Т-62МВ на ней. Фото автора.
Платформа бронелетучка БТЛ-1 с танком Т-62МВ на ней. Фото автора.

Что касается данного экземпляра бронелетучки БТЛ-1, расположенного в Музее техники Вадима Задорожного, к нему есть большие вопросы. Уж очень его конструкция не похожа на другие бронелетучки.

Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть?

Ненастоящий бронепоезд

Мотоброневагон МБВ. Единственный сохранившийся

Мотоброневагон "Заамурец". Удивительные приключения скитальца Гражданской войны

(Версия для LiveJournal)

#история ссср #танки #бронепоезда #бронетехника #военная техника #музеи #ссср #железнодорожный транспорт #транспорт #военная техника ссср