636 subscribers

Трижды трофейная пушка. Ветеран XVII века

Орудие XVII века ставшее трофеем трижды и не сделавшее на войне ни одного выстрела.

Среди многочисленных залов петербургского Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи имеется и зал, официально именуемый «Оружие Западной Европы 15-17 веков», а неофициально – «Рыцарский зал».

«Рыцарский зал» Артиллерийского музея. Фото автора.
«Рыцарский зал» Артиллерийского музея. Фото автора.
«Рыцарский зал» Артиллерийского музея. Фото автора.

Помимо рыцарских доспехов, конных и пеших, помимо холодного и раннего огнестрельного оружия, тут имеются и пушки, более подходящие к тематике Артиллерийского музея. Пушки более ранние и более поздние, маленькие и страшненькие, совсем уж «средневековые», и большие и красивые, перешагнувшие Возрождение.

О самой большой и самой красивой пушке, размещённой в этом зале я и хотел бы сказать пару слов.

Она хоть и не «рыцарских времён», зато внушает. Как своими размерами, так и своей отделкой. Да и кто сказал, что «война в кружевах» с классическими пушками хуже рыцарских сшибок с пушками примитивными?

Орудие любекского мастера-литейщика Альберта Беннинга, изготовленное в 1669 году. Фото автора.
Орудие любекского мастера-литейщика Альберта Беннинга, изготовленное в 1669 году. Фото автора.
Орудие любекского мастера-литейщика Альберта Беннинга, изготовленное в 1669 году. Фото автора.

Перед нами однопудовая бронзовая пушка, изготовленная в 1669 году в Любеке, мастером Альбертом Беннингом.

Для справки.
Альберт Беннинг (1637-1695 гг.) - мастер-литейщик из немецкого Любека. Под конец жизни перебрался в датский Копенгаген. Делал и пушки, и колокола. (Не исключено, что одно переливал на другое).

Диаметр канала ствола у пушки 195 мм, вес ствола - 4 тонны. Лафет можно сказать макетированный, изготовлен в 1843 году по образцу лафета XVII века. Лафет весит ещё одну тонну.

Когда пушку, наконец, перенесли с уличной экспозиции в помещение (а точнее, когда она вернулась в музей в 2009 году, после пятилетнего путешествия в Голландию), пришлось укреплять полы музейного зала. Пять тонн – не шутка.

Для сведения.
С одним из колоколов Альберта Беннинга вышла примечательная история. Напрямую связанная с войной. Но не с войнами XVII века, а с Второй Мировой.
Во время войны, из оккупированной Старой Руссы, немцы вывезли в Любек колокол, снятый с колокольни тамошней церкви святого Мины. На колоколе была надпись «Albert Benningk Me Fecit Lubeca Anno 1672». То есть, «Альберт Беннинг сделал меня в Любеке в 1672 году». Как немецкий колокол оказался на новгородской земле пока не установлено.
Тут надо отметить, что ночью 28-29 марта 1942 года RAF, Королевские военно-воздушные силы Великобритании, совершили массированный авианалёт на Любек. Не сказать, что некогда фактический центр средневековой Ганзы был стёрт с лица земли, но городу досталось изрядно. Пострадал и главный храм Любека – Мариенкирхе, церковь святой Марии. Во время пожара, охватившего церковь, обрушились и её колокола. Среди них был колокол Pulsglocke, изготовленный мастером Беннингом в 1669 году. Сейчас эти упавшие колокола стали немецким мемориалом.
Ну а тогда, некий гауптман некого сапёрного батальона счёл, что колокол Альберта Беннинга из Старой Руссы послужит некой моральной компенсацией утерянных любекских колоколов, снял его и отправил как «подарок с Восточного фронта» в Любек. Немецкая фронтовая газета «От Мааса до Мемеля» (названьице из «Песни немцев» на музыку Гайдна) от 3 декабря 1942 г. писала: «Старинный колокол с озера Ильмень не залечит всех ран, нанесенных бомбами и снарядами. Но он станет символом для немецкого солдата, который является не ландскнехтом или свирепым поработителем, а защитником древней культуры». Как говорится, ну-ну.
После войны про колокол забыли, он так и остался в Германии, в любекской церкви святой Катарины. Пока, в 1999 году, на сведения об этом колоколе не наткнулись работники Новгородского музея-заповедника. Как уж сложно (или просто) шли переговоры между сторонами я не знаю, но в итоге бургомистр города Любек принял решение колокол вернуть прежним владельцам. Что и было сделано в 2001 году.
18 февраля 2001 года немецкая делегация во главе с генконсулом ФРГ в Санкт-Петербурге передала Старорусскому филиалу Новгородского музея-заповедника колокол-путешественник. Колокол разместили в Музее Северо-Западного фронта.
«Рыцарский зал» и стоящая в нём пушка. Фото автора.
«Рыцарский зал» и стоящая в нём пушка. Фото автора.
«Рыцарский зал» и стоящая в нём пушка. Фото автора.

Однако, вернёмся к нашей пушке. Ведь её история весьма занимательна.

Эту пушку, вообще-то, сделали в качестве своеобразного подарка Соединённым Провинциям, то есть, Голландии. Отсюда и её высокохудожественное исполнение. Голландцы заказали Альберту Беннингу партию в полторы сотни пушек. И, видимо, заплатили не торгуясь, от души. Вот две последние пушки, в качестве «комплимента от ресторана литейщика» мастер сделал в таком, красивом, виде. Собственно, пушки и служили в качестве парадных, украшая вход в Арсенал в нидерландском Делфте.

Там они простояли полторы сотни лет, пока в 1811 году их не приметил самый известный артиллерист в истории. Наполеон Бонапарт. Ещё в 1810 году марионеточное Королевство Голландия под управлением брата императора, Людовика Бонапарта, было упразднено, его территория вошла в состав Франции, и никто против перемещения пушек возражать не стал. Пушки по указанию Наполеона вывезли в Париж и установили у Дома инвалидов.

В 1814 году в Париж вошли русские казаки, подгоняя французских рестораторов волшебным словом «bistro! bistro!». Правда тогда бывшие голландские пушки достались немцам - пруссакам и автрийцам - которые к вывозу трофеев успели быстрее. Одну пушку утащили в Берлин, вторую в Вену.

Одна из витрин зала. Фото автора.
Одна из витрин зала. Фото автора.
Одна из витрин зала. Фото автора.

В 1843 году в Берлинском цейхгаузе был изготовлен тот деревянный лафет, что мы видим у пушки сейчас. (Раньше считалось, что до нашего времени дожил оригинальный лафет XVII века). Последние сомнения в этом вопросе развеял пятилетний вояж пушки в Нидерланды – на реставрацию и выставку – из которого пушка вернулась в 2009 году. В лафете нашли капсулу с именами немецких мастеров, изготавливавших лафет. Впрочем, считают что лафет середины XIX века является точной копией лафета конца XVII века, а металлические элементы старого лафета были просто перенесены на новый.

Ну и, сами понимаете, в 1945 году, из Берлина, не воевавшая, но трижды ставшая трофеем трёхсотлетняя пушка, перекочевала в СССР, в Ленинград. Где хранится и сейчас. (Кстати, доставшаяся от французов австрийцам голландская пушка так и осталась в Вене).

Ну а на нашу любекскую голландскую-французскую-немецкую пушку можно посмотреть в Санкт-Петербурге. В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи. В открывшемся в 2010 году обновлённом «Рыцарском зале».

(Короткая версия для LiveJournal)