Как выжить собственникам недвижимости, когда его арендаторы массово прекращают деятельность?

2,1k full reads
3k story viewsUnique page visitors
2,1k read the story to the endThat's 69% of the total page views
1 minute — average reading time
Как выжить собственникам недвижимости, когда его арендаторы массово прекращают деятельность?

Автор - Алексей Кузин
генеральный директор компании Maroom
Сайт - promo.maroom.ru

Текущий кризис наступил внезапно и подобно лавине обрушил доходы населения. Действовать нужно было быстро и решительно. Потеря каждого объекта была бы для нас болезненной — как управляющие, мы зарабатываем только тогда, когда зарабатывает собственник, а значит, любой потерянный жилец — это потеря дохода на неопределенный срок.

Мы приняли меры, которые позволили нам сохранить контракты, жильцам — крышу над головой, а собственникам — доход.
Вот они:

Закрытие краткосрочного направления

Мы перепрофилировали все краткосрочные объекты в формат долгосрочного найма. Краткосрочный формат, как и любой инструмент с большей доходностью, несет в себе много рисков. Никто не знал, как долго будет продолжаться режим самоизоляции, поэтому мы предложили всем собственникам перепрофилировать квартиры на долгосрочный формат. Этот формат лучше защищен: все жильцы проходят скоринг и имеют подтвержденный доход. Официально трудоустроенный жилец лучше защищен и имеет меньше шансов потерять доход в одночасье.

Решение оказалось верным: после запрета перелетов полностью исчез турпоток, а после введения всеобщей самоизоляции заморозилась и краткосрочная аренда на внутреннем рынке. Краткосрочный формат исчез и восстановится еще не скоро. Все наши квартиры сейчас сдаются либо на длительный срок, либо в среднесрочном формате.

Скидки

Скидки для нанимателей. Мы выбрали стратегию рациональной гибкости, то есть рассматривали любое обращение о снижении стоимости найма, которое подтверждалось документами. Большинство обратившихся за скидкой жильцов смогли обосновать падение дохода (для официально оформленных сотрудников достаточно взять справку в бухгалтерии), и собственники удовлетворили все аргументированные заявки. Мы практикуем вариант «срочных» скидок, когда стоимость найма снижается только на определенное время. Длительность таких скидок мы обсуждали в каждом случае индивидуально.

Коммуникация

Худшее, что может сделать управляющая компания в период кризиса — молчать и не общаться со своими клиентами. Мы заранее написали собственникам о том, чтобы они были готовы к возможным просьбам о снижении арендной платы. Мы пояснили долгосрочные преимущества от временной скидки: лучше сегодня заработать на 10-20% меньше, чем потерять доход полностью, а затем ждать восстановления спроса или сдавать по еще более низкой цене.

В итоге, большинство собственников отнеслись к ситуации с пониманием.

Заключение

Считается, что российский рынок не готов к скорингу жильцов — многие люди болезненно воспринимают необходимость делиться данными о своем заработке. Но эффективность такого подхода подтвердилась на примере кризиса самоизоляции: собственники квартир смогли сохранить свои доходы, в то время как у большинства жильцов не возникло проблем с подтверждением уровня падения доходов и получением скидки. Только за счет этих мер, количество расторжений было минимальным и лишь в 1,5-2 раза превысило средний показатель от месяца к месяцу.

Больше материалов на сайте журнала «Оценка инвестиций»