Яндекс, психология и сондиана

Раз в год компания "Яндекс" собирает в Москве молодых, увлечённых, живущих будущим - чтобы обсудить маркетинг и цифровые продукты. Большая конференция Яндекса Yet another Conference 2018 состоялась 29 мая, и о психологии на ней упоминалось дважды.

Первый выступающий с психологической повесткой дня, Константин Юревич, рассказал, как он уехал с пафосного нью-йоркского мероприятия, потому что не узнал там ничего нового, и потом в течение четверти часа пересказывал залу википедию про эффект Даннинга-Крюгера (идея 1999 года, с полным правом можно сказать, из прошлого века).

Второй выступающий, кто вспомнил в своём докладе про когнитивную психологию, был посерьёзнее. Это исследователь сознания и мыслительных процессов, создатель алгоритмов искусственного интеллекта, которые писали бы тексты и музыку как люди, обладатель научной степени Ph.D., научный сотрудник Института Макса Планка в Лейпциге, технологический евангелист компании ABBYY Иван Ямщиков. Сегодня он рассказывал он о том, как машинный интеллект помогает бизнесу быть нескучным.

Вывод из его доклада: алгоритмизируйте рутины, пока вас не опередили конкуренты. Всё меньше людей хотят делать нудную и однообразную работу.

Яндекс и психологи

Слова про когнитивную психологию появились в докладе Ямщикова не случайно. У него ещё в 2013 году (когда он работал аналитиком Яндекса) был доклад про психологию как про искушение для исследователей интерфейсов.

Доклад https://events.yandex.ru/lib/talks/829/ "Бывает ли у кук депрессия, а у запросов - эго?" есть в сети. Помогала ему-математику психолог-консультант Ольга Шурыгина. В соавторстве с Сергеем Филипповым она написала книгу "Психологический таргетинг для продаж в Интернет".

Поскольку я highly likely полагаю, что про это исследования Яндексом психологии поведения человека в интернете вы слышите первый раз, скажу о нём несколько слов. Исходный тезис о том, что внутренний мир человека оказывает влияние на его поведение в интернете, по принципу "как живём - так и сёрфим", Иван Ямщиков рассматривал в трёх аспектах.

Первый, психология и usability. Идею про пользователя-читателя и пользователя-экспериментатора (один совершает действия на сайте, от знакомства с информацией до кликов последовательно, линейно, методично, другой - хаотично, спорадически, по настроению) они дополнили идеей про пользователя-идиота (этим термином обозначается пользователь, который делает всё в два раза медленнее остальных, что бы вы ни творили со своим сайтом в плане его оптимизации).

Второй, архетипы и контент-анализ. Архетипы взяты из книжки Шурыгиной, они называются Хозяин, Воин, Муза, Подарок (автор идеи Игорь Калинаускас, если быть добросовестным исследователем-гуманитарием). Гипотеза Ольги Шурыгиной с Сергеем Филипповым была про разную рекламную коммуникацию для каждого типа, в том числе экспертно составить набор слов для каждого "архетипа".

Идея про чувствительность разных типов людей к разным видам рекламных акций не получила большого статистического подтверждения, - рассказал Иван Ямщиков.

Третий, когнитивные стили и поисковое поведение. Это направление работы в Яндексе назвали психологической сегментацией. Как люди реагируют на сообщение? Как они различаются? Какие метрики задать, чтобы собирать адекватную обратную связь о поведении аудитории? Каким будет "цифровой след" такого поведения? Примерно так выглядели поставленные перед командой задачи.

Перебрав уйму психологических классификаций, разработчики психологической сегментации остановились на теории Виткина 1960-х годов. Особенно понравилась дихотомия, возможность задать "да - нет" и алгоритмизировать психологию.

В итоге они отыскали 12 характеристик содержания и процесса мышления, и в итоге упростили до дихотомии "синтетическое мышление - аналитическое мышление". Недалеко ушли от пользователя-читателя и пользователя-экспериментатора, да.

Дальше рассказчик поведал о регрессиях и смене темы запроса к поисковику во время одного визита как о цифровых следах для поведения в интернете. Эти две метрики коррелируют на 70%, то есть идея о двух типах пользователей подтверждалась (половина не возвращалась на страницы, где была, и половина скакала от запроса к запросу во время одной сессии в интернете).

На языке сондианы, они отыскали людей с сильным k+d- и с k-d+. Не вдаваясь в детали шести других влечений, так сказать. И, естественно, даже обкатав свою гипотезу на большом количестве пользователей, однозначного подтверждения или опровержения своей идеи не получили. Зато построили семантические поля для одной группы и для другой (правда, без ключевых идей сондианы, зато с картинками про Фрейда и уверениями, что психология - капризная наука).

Кто из выступающих понравился лично мне

Все, кто выступал на сцене конференции, рассказывали любопытные вещи из своей практической работы. Откликнулась мне больше всего презентация Екатерины Дегай, которая рассказывала про дополненную реальность и её пользу для бизнеса.

На английском явление называется augmented reality, AR и известно по игре в покемонов, которые скачут по реальным местам в знакомом вам городе. Покемоны "дополняют" реальную географию, оцифрованную и перенесённую в смартфон.

Расставлять мебель в квартире или походить вокруг автомобилей, привнесённых с помощью компьютерных технологий в знакомую вам реальность, мне было не так интересно. А вот представить программку, которая строит "профиль несчастливости на сегодня", а потом берёт и дополняет вас-сегодняшнего с молчащими сегодня бессознательными влечениями напарником из AR, у которого работает именно то, что у вас молчит, - это отличная сондианская психотерапевтическая мысль.

Спасибо конференции Яндекса за неё.

#YaC2018

Фото с сайта https://www.pinterest.com/pin/516014069797225193/
Фото с сайта https://www.pinterest.com/pin/516014069797225193/