Как узнать психолога-мазохиста?

Профессиональный психолог большую часть своей жизни проводит, общаясь с людьми, чья способность утешать других и самого себя - на нуле. Умение тепло относиться к людям (далёким, близким и к самому себе, как к одному из людей), подбадривать и поддерживать их, подавать утешение, сдерживаться в ситуациях, когда переполняет раздражение, у хронически больных людей (пациентов психиатра) встречается нечасто.

Психологи знают о том, что если бы их клиенты могли поддерживать себя сами, то, скорее всего, не пришли бы к нему за помощью. Это "дано" в профессиональной задаче.

Психологу-мазохисту этого мало. Он ищет сопротивляющихся, проблемных, "трудных" клиентов, ему хочется преодолевать трудности в работе!

Работа Марины Иванеско с сайта http://illustrators.ru/illustrations/771152
Работа Марины Иванеско с сайта http://illustrators.ru/illustrations/771152

Когда клиент рад получить помощь, легко идёт на контакт, охотно сотрудничает, психолог-мазохист САМ создаёт трудности в работе с ним.

Психолог-мазохист бессознательно создаёт ситуации, обостряющие взаимоотношения. Он получает удовольствие от упрямства, несогласия, дискуссии с клиентом. Его заводит возможность пооппонировать, поспорить. Он сделает всё, чтобы повернуть отношения в русло конкуренции, соперничества и открытой враждебности, - и жадно схватится за терновый венец мученика, которому достаются такие неудобные клиенты.

Самый надёжный способ обострить взаимоотношения с клиентом - это выстроить ситуацию так, чтобы взвинтить внутри него тревогу. Любая ситуация станет неуправляемой, если выпустить вожжи из своих рук и ничего не сообщать о правилах взаимодействия и предстоящем порядке работы.

Мазохистская ориентация даёт психологу законные основания жаловаться на клиентов, критиковать их и "подтверждать фактами" заявления о том, с какими "невыносимыми" людьми ему приходится иметь дело.

Вообще, замечает Рой Шефер, "мазохистская жилка", особенно если она покрыта юмором, укрепляет способность психолога переносить трудности, неудачи, терпеть досаду и боль и способствует умению психолога сохранять продуктивность во время долгосрочной работы со своими клиентами.

По материалам книги Роя Шефера, главного клинического психолога Йелльского университета, США

#sagacity