Код поколения: почему миллионам зрителей нравится сериал «Шифр»

Зрители влюбились в него с первого взгляда, и притягательности сериала «Шифр» есть объяснение. Пять причин, почему миллионы зрителей не отводят глаз от экрана, сопереживая советским женщинам.

«Эпоха передана идеально»

У каждого из нас - свой СССР 1950-х годов. Для кого-то это старый радиоприёмник, попавший под расхламление дедушкиной дачи. Для кого-то – бабушкино чёрно-белое фото в любимом пальто с меховым воротником. В сериале «Шифр» (художники Валерия Попова, Сергей Филенко) узнаваемо абсолютно всё.

Режиссёр сериала, 60-летняя Вера Сторожева, что называется, «умыла» халтурщиков. В её фильме весь реквизит – настоящий. Никакого плоского «новодела» в попытке «наколхозить» правдоподобие. Только подлинники. Всё объёмно и чувственно: обстановка, улицы, манеры. Полное погружение в быт эпохи, её интерьеры, ландшафты, моду, темпоритм жизни 1950-х. Доверие вызывают и вещи, и люди - дистанция между людьми, взгляды, жесты из того, дотелевизионного времени.

Кадр из сериала "Шифр" 2019
Кадр из сериала "Шифр" 2019

Сторожева прошла школу документалистики и режиссёрской работы на НТВ 1990-х, прежде чем получила возможность заниматься тем, на что училась – снимать игровое кино. Но её дотошность продиктована, похоже, не только новыми бюджетными возможностями для закупки реквизита. Она воссоздаёт микрокосм своего детства, переносит на киноэкран родное для каждого.

Поговорим немного о том, что и как она делает.

Очнувшись от покаяния

Знаковый для перестроечного поколения фильм Тенгиза Абуладзе, «Покаяние» (Гран-при Каннского фестиваля 1987 года), завершается отречением от своего права на жизнь и от своих корней: внук кончает жизнь самоубийством, сын выкапывает тело своего отца-сталиниста из могилы и сбрасывает его со скал.

«Шифр» - картина совместного производства Sony Pictures Television, «Леан-М» и Продюсерского объединения «Победа», вдохновлённый британским мини-сериалом The Bletchley Circle, - удивил точнейшим попаданием в нерв общественной жизни. Сталинское бытование и бытие с подачи создателей фильма зачарованно рассматривают несколько поколений советских людей.

На рубеже 2020-х годов они стали другими. Очнулись от покаяния в грехах, которые лично не совершали, и передумали «самовыпиливаться» из истории и жизни. Перестали восхищённо мечтать о телевизоре, поездке за границу, своём компьютере, безлимитном интернете в телефоне.

Они смотрят на самих себя – материально благополучный средний класс, безупречно упакованный в антураж 1950-х годов, и увиденное им нравится.

Кадр из сериала "Шифр" 2019
Кадр из сериала "Шифр" 2019

Мы из джаза. – А мы из ГРУ!

Мосфильмовская комедия «Мы из джаза» (лучший музыкальный фильм 1983 года по опросу журнала «Советский экран») в основу сюжета положила не репрессии 1930-х годов, а увлечение джазом 1920-х.

Фильм «Шифр» с тем же, похоже, необходимым для искусства и дистанции творческой свободы, шагом в 50-60 лет, берётся за события послевоенного прошлого.

Объектом переосмысления становится роль женщины в обществе. Женская дружба красавиц, - мечта поколения миллениалов, вскормленных соперничеством за то, кто получит больше лайков в Инстаграме, Ютубе и соцсетях, даёт новый ориентир общественному сознанию.

Это не кино про войну и Победу в ней и не экранизация производственного романа о трудовом подвиге восстановления социалистического народного хозяйства. По эскизам британской драмы о женщинах-шифровальщицах, скрывающих от мужей свои таланты и детективные приключения, российское кино представляет крупным планом талантливых, умных, красивых победительниц.

Кадр из сериала "Шифр" 2019
Кадр из сериала "Шифр" 2019

Для чего героиням нужны мужчины, кроме как для создания дополнительных трудностей в жизни, из сценария фильма не ясно. Может быть, секрет феноменального успеха картины у зрительниц и в этом тоже?

Сценаристки-сказочницы

Сюжетную канву фильма направлял сериал «Код убийства». Идеальная команда специалистов-женщин, имеющих опыт войны, трогает зрительскую душу и заставляет остро переживать (и свою в том числе) невостребованность. Психологическое попадание, - а сериал захватывает, героиням сопереживают, и согревающий сердце узнаванием визуальный ряд в сериале «Шифр» идут в крутой замес с «магическим реализмом». Так называется художественный метод, когда волшебные элементы включены в реальную картину мира.

Шифрование и дешифрование внезапно выполняют одни и те же исполнители (в армии не так). Технический персонал, чья работа переводить текст в цифры и наоборот, делает работу за аналитиков. Разгаданный шифр с завораживающей простотой отправляет в болота немецкую дивизию. Убийство военного полковника не засекречивается немедленно, несмотря на причастность к разработке новой системы ПВО. Распечатать ещё один экземпляр секретного документа – нет проблем. Волшебная лёгкость бытия.

Кадр из сериала "Шифр"
Кадр из сериала "Шифр"

Расследование шпионажа ведёт не госбезопасность, а уголовный розыск (принадлежность к ГРУ чекисты бы сразу вычислили, тогда кино бы не было). Следователь в нарушение инструкции даёт свидание и деликатно удаляется из комнаты, чтобы не мешать разговору. Секретные документы несут домой, не моргнув глазом. Письмо в фотоальбоме не нашли при обыске после убийства, но героине оно попадается на глаза как в сказке Серый Волк Ивану-царевичу, в самый нужный момент. В архивах легко налистать любую кадровую информацию по сотрудникам спецслужб, даже не предъявляя действующего удостоверения. И т.д. и т.п., магия помогает в жизни ежедневно.

Взрослые тоже любят сказки, о да.

Оглушительно красивые актрисы

Что же глушит критическое мышление? Стильные актрисы и их замечательная игра. Всему, что происходит в отношениях между людьми в фильме – веришь. И минимум косметики и «обнажёнки», и целомудренные ухаживания, и помощь по-соседски, и застольное пение «Когда б имел златые горы и реки, полные вина» - всё это было, было в нашей жизни.

Великолепный актёрский ансамбль сериала "Шифр", где у каждой героини своё лицо и своя стать, - безусловная удача создателей фильма.

«У ней особенная стать», - написал о России Фёдор Тютчев. Если Вера Сторожева ставила своей сверхзадачей показать через своих героинь талантливую и статную душу России – она с ней справилась.