7004 subscribers

Посттравма: навык присутствия в настоящем

<100 full reads
184 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 52% of the total page views
4 minutes — average reading time

Цикл материалов о психологической помощи людям, пережившим травматический опыт. Перевод с английского с комментариями профессионального психотерапевта.

Предыдущая часть

Упражнения для того, чтобы "заземлять" себя, "укоренять в реальности" приводятся на страницах 5 и 6 книги на английском языке

Coping with trauma-related dissociation: skills training for patients and therapists / Suzette Boon, Kathy Steele, Onno van der Hart. 1 st ed. 2011. W.W. Norton & Company. New York, London. 470 p.

Процитируем их:

  • Найдите три объекта в комнате, посмотрите на них и внимательно разглядите детали (форма, цвет, текстура, размер и т.д.). Будьте уверены, что вы не торопитесь и выполняете упражнение как следует. Позвольте вашим глазам задержаться на каждом объекте. Назовите три характеристики для каждого объекта вслух, например: "Он голубого цвета. Он большой. Он круглый".
  • Найдите три источника звука, которые вы слышите здесь и сейчас, в настоящем (внутри и вне комнаты). Прислушайтесь к качествам звуков. Они громкие или тихие, длятся или прерывисты, приятны или неприятны? Вновь, назовите три характеристики звука вслух для самого / самой себя, например: "Он громкий, это скрежещет решётка, и звук совершенно неприятный".
  • Теперь прикоснитесь к трём объектам и опишите вслух свои тактильные ощущения, например, шершавый, гладкий, холодный, тёплый, твёрдый, мягкий и так далее.
  • Вернитесь к трём объектам, которые вы видели в самом начале, к зрению. Сосредоточьтесь на том факте, что вы здесь и сейчас присутствуете в комнате одновременно с этими предметами. Затем, обратите внимание на то, что вы дышите и ваш звук присутствует в комнате одновременно со звуками, которые вы описывали. Наконец, проделайте то же самое с предметами, к которым вы прикасались. Вы можете развернуть это упражнение, делать его несколько раз для каждого вида чувствительности (зрение, слух, осязание) таким образом: сначала описывать три предмета, потом два других и потом ещё один, затем два новых и три новых. Практикуйтесь.

Примеры:

  • Зрение: оглядитесь в комнате ради чего-то (или даже кого-то), что напомнит вам, что вы сейчас присутствуете в настоящем. Например, предмет одежды, который на вас надет и который вам нравится своим цветом или текстурой, картина на стене, маленький брелок, книга. Назовите этот объект самому или самой себе вслух.
  • Слух: Используйте звуки вокруг вас, чтобы помочь себе сфокусироваться на происходящем здесь и сейчас. Например, прислушайтесь к обычным ежедневным звукам вокруг вас: работа кондиционера или холодильника, разговоры людей, двери, которые открываются и закрываются, шум машин на дороге, пение птиц, гул вентилятора. Вы можете сказать себе, чтобы напомнить: "Это звуки обыденной жизни вокруг меня. Я в безопасности. Я здесь".
  • Вкус: Носите с собой небольшое количество чего-то съедобного, с приятным и силным вкусом, например, пастилки, мятные конфеты или жевательную резинку, банан или апельсин. Если вы потеряли почву под ногами, закиньте это себе в рот и сфокусируйтесь на запахе и вкусе, чтобы помочь себе вернуться в здесь и сейчас.
  • Запах: Носите с собой небольшое количество чего-то ароматного или душистого, например, любимое молочко для рук, духи, лосьон после бриться, или сильно пахнущий фрукт - апельсин. Когда вы начинаете чувствовать себя потерявшим контакт с реальностью (в оригинале - ошалелым) или только начинаете терять контакт и замечаете это, приятный запах может своей властью вернуть вас в настоящее.
  • Осязание: Попробуйте одно или больше упражнений на прикосновение, чтобы найти приятное для вас. Прикоснитесь к стулу или дивану, на котором сидите. Прикоснитесь к одежде, которая на вас. Почувствуйте на кончиках своих пальцев, каково это, осознайте текстуру и объём того, что вы трогаете. Попытайтесь толкнуть пол ногой, чтобы ощутить всю поверхность стопы, поддерживаемую полом. Сожмите вместе ладони и ощутите надавливание и тепло рук, чтобы вспомнить про здесь и сейчас. Прижмите язык к нёбу как можно сильнее. Скрестите руки на груди и ухватитесь за ключицы, а потом погладьте свою грудную клетку, справа и слева, напоминая себе, что вы здесь и сейчас и в безопасности (объятие бабочки по Artigas & Jarero, 2005).
  • Дыхание: способ, которым мы дышим - самый верный путь помочь себе осознать себя в настоящем. При диссоциации или выходе из тела люди обычно дышат неглубоко и быстро или надолго задерживают своё дыхание. Замедлите своё дыхание, сфокусируйтесь на ритмичном вдохе и выдохе. Вдыхайте на счёт раз-два-три через нос, задерживайте воздух в лёгких на счёт раз-два-три, затем выдыхайте через рот на счёт раз-два-три. Осознавайте, как вы заполняете лёгкие воздухом, задерживаете воздух в лёгких, выпускаете воздух из лёгких.

Заметьте, что всегда есть что-то, что может вернуть вас в реальность происходящего здесь и сейчас.

Конец цитаты.

Посттравма: навык присутствия в настоящем

Комментарий кандидата психологических наук, автора книги "Посттравма: диагностика и терапия", психотерапевта Ольги Бермант-Поляковой:

Профессиональным психологам упражнения на осознание себя в моменте не в новинку. Все эти техники мы знаем. Момент, который я хочу прокомментировать - это число "три".

Три предмета, три раза, - это мощный эмоциональный якорь для англоязычной аудитории, которая в школе десятилетие выделяла "три главных качества".

В онлайн-курсе Психолог в мобильном есть урок, посвящённый навыку рассказа о себе по алгоритму три раза по три. В эпоху глобализации и всемирного распространения англоязычных стандартов подачи материала, знание "формата" помогает "попадать в нужное настроение аудитории".

Упражнения из книги обращаются к знаниям, "прошитым на подкорке" у пациентов с диссоциацией. Одновременно с присоединением к "двано знакомому", давно известному со школы (и потому некритично воспринимаемому) в конце параграфа идёт косвенное внушение (всегда можете найти что-то, что укоренит вас).

Это профессиональное пособие, написанное профессионалами. То, как сделано, имеет не меньшее значение, чем то, что делается.

Посттравма: навык присутствия в настоящем

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение и зовите коллег, чтобы знакомиться с лучшими наработками западных специалистов вместе.

#trauma