Этноmix
10 205 subscribers

Красота народов Дагестана

4,8k full reads
26k story viewsUnique page visitors
4,8k read the story to the endThat's 18% of the total page views
14,5 minutes — average reading time

В предыдущей статье о всех народах Дагестана, я вкратце описал особенности культуры и древних верований каждого народа. Но статья получилась очень большая и не всем под силу ее освоить. Поэтому в данной статье рассмотрим народы Дагестана в виде фотопортретов, как современных, так и архивных. Красота народа особенно ярко раскрывается в женской красоте, поэтому будут также даны описания нарядов и особенностей брачных традиций.

Красота народов Дагестана

Далее попробуем разобраться как выглядят народы и как они появились на его территории. Все народы будут сгруппированы по трем языковом семьям Дагестана: дагестанско-нахская , тюркская , индоевропейская.

Однако, что касается Дагестана, то с фотопортретами есть определенные сложности, так как девушки малочисленных народов избегают попадать на камеру и поэтому в основной массе фото народов Дагестана — либо старики, либо дети, которые меньше стесняются фотографий. С этой проблемой автор столкнулся во время поездки по Дагестану, несмотря на то, что все визиты были организованы на уровне руководства сел и местных домов культуры.

Поэтому по возможности я буду использовать свои фото, там где это невозможно, буду прибегать к архивным данным. Итак, поехали...

Некоторые дагестанские модели становятся объектами травли, если их фотографии появляются в виде, не соответствующим традициям. Так, например, произошло с Ильдаровой Альбиной, представлявшей Дагестан на конкурсе мисс Россия 2016.

Ильдарова Альбина

Дагестанско-нахские народы

Аварцы

Аварцы — самый многочисленный народ современного Дагестана. Всего аварцев около 1 миллиона человек. Подавляющее большинство аварцев (85% от всей численности) проживает на своей исторической Родине — в Дагестане.

Архивное фото

Аварские женщины носили много серебряных украшений: кольца, пояса, серьги, браслеты, а серебряными монетами обшивали наряды. Интересно, что аварские женщины предпочитали золоту серебро и в их украшениях золото раньше не встречалось.

Аварки в этнической одежде

Аварские женщины раньше волосы заплетали в косы. Девочкам до трех-четырех лет, а в многодетных семьях до семи-восьми лет, обычно брили головы, оставляя лишь челку на лбу и пряди на висках. В ряде обществ – даргинских и аварских, частично в граничащих с аварцами лакских – существовал обычай, по которому молодой женщине после замужества или перед первой брачной ночью или с рождением первенца, брили волосы, оставляя их лишь на лобно-теменной части. Интересно, что и у восточных славян был обычай «подстригания и даже бритья волос у замужней женщины».

Современные аварки, На первой фото -Меседа Багаудинова - певица, бывшая участница группы ВИА Гра. Родилась в Грозном (Чечня) 30 октября 1983 года. Аварка по отцу, по матери украинско-белорусского происхождения.

В аварском селе Ругуджа Гунибского района костюм невесты состоит из платьев, покрывала и черного шелкового платка с богатой бахромой, вышитого золотом с неповторяющимися рисунками.

Красота народов Дагестана

"Маргал", закрывающий лицо невесты, украшен серебряными оберегами и нашивками, монетами, кораллами, бирюзой, жемчугом, бусинами "баламутами". Эти элементы защищают невесту от сглаза, а также от глаз посторонних и фотокамеры.

Дидойцы (цезы)

Численность — от 15 до 30 тыс. человек. Самоназвание – «цезы» («орлы»). Живут в труднодоступном районе, весьма изолированно от остальных народов, современное фото найти затруднительно.

Дидойки носили тунико образные платья-рубахи, отрезные по талии платья, расклешенные платья хъабал о и длинные штаны, зауженные к низу. Различного фасона овчинные шубы, узорчатые носки, чухтIо , платки с бахромой, украшения. Голову покрывали сложным по конструкции чепцом-накосником сугубо местного образца, шелко­выми и шерстяными платками, теплыми шерстяными шалями.

Цезы, архивное фото

У цезов также бытовал интересный обычай, когда девушка или вдова, желающая выйти замуж произносила имя избранника и одновременно прилюдно бросала в него подошву ( бата ) вязаной обуви гедоби или ударяла ею его. Удар нередко заменял произнесение имени конкретного лица. Обычай назывался бата цалъих – « ударить батой », или просто бата.

Современные дидойки

Названные в ходе подобного опроса лица мужского пола могли отказаться от брака лишь при уплате штрафа довольно солидного размера (зерном, мукой или курдючным салом, шедшими в доход общества). Развестись с нежеланной женой им предоставлялось право только по прошествии «половины луны» или иного оговоренного срока

Бежтинцы

Численность — от 7 до 13 тыс человек. Этническая территория бежтинцев находится в западном высокогорном Дагестане (Бежтинский участок), поселения их расположены по левым притокам реки Аварское Койсу, в отрогах Большого Кавказа и Богосского хребтов. Соседствуют с дидойцами (цезами), гунзибцами и гинухцами.

Бежтенки, архивное фото
Бежтенки, архивное фото
Бежтенки, архивное фото

Украшения бежтинок своими корнями уходят в глубь веков. Под платье бежтинки надевали брюки-шаровары. Поверх платья повязывали передник, украшенный цепочками из разноцветных бусинок, амулетами, золотыми, серебряными монетами, а также пояса из серебряных монет. Платье хъабало из дорогих тканей застегивалось у пояса несколькими крючками. На голову надевали косынку, а поверх нее – платок.

Бежтинское искусство по вязанию красочной шерстяной обуви восходит к глубокой древности. Язык бежтинского орнамента основан на древнейших геометрических и красочных мотивах, по форме и орнаменту коих аварцы определяют национальную принадлежность их носителей.

Гунзибцы

Численность — от 1500 до 3500 чел. Гунзибцы (самоназвание — гьунзаль), или хунзалис, энзеби, унзо, — один из малочисленных народов Дагестана, издревле проживающий у подножья гор Большого Кавказского хребта в пяти селениях — Родор, Тодор, Гьело, Нахада и Гарбутль нынешнего Цунтинского района.

Красота народов Дагестана

Женщины носили платье-рубаху, подпоясанную матерчатым поясом, штаны, чухтIо , платок, теплую шаль, длинные, толстые шерстяные свитера. Шуб и телогреек не носили. В любое время года они носили вязаные узорами пестрые шерстяные сапоги. Серебряные украшения: серьги, кольца, браслеты, височные подвески, нагрудные украшения.

Гунзибка
Гунзибка
Гунзибка

Интересный обычай связан с проводами невесты в дом жениха. Родственницы и подруги невесты несли ее приданное на голове, на подносах. Друзья жениха, на пути следования соревновались в меткости. Они клали на любую возвышенность яйцо, в которое должны были попасть выстрелом, а до этого использовали камни. Уже в новый дом невесту вносили на сплетенных руках накрытых буркой или ковром тем самым показывая значение роли девушки в их семье. А перед этим близкая родственница жениха обливала невесту водой. Вода выступала в качестве символа преодоления границы между двумя состояниями – свободной девушки и замужней женщины. С ужимками и смешными выходками лицедеи примеряли вещи невесты на себя и отбрасывали, приговаривая: «Плохая вещь». Так продолжалось до тех пор, пока не находились цIинда. Их же они нахваливали и с двусмысленными шутками преподносили жениху. А вот в час уединения жених находил в постели вместо невесты тряпичную куклу в человеческий рост. Подружки невесты прятали ее до тех пор, пока не получали выкуп.

Гинухцы

Численность — от 500 до 4000 чел. Гинухцы (авар. Гьинухъесел) проживают в селении Генух Цунтинского района и в селе Новомонастырское Кизлярского района Вхо­ди­ли в Ди­дой­ский (Цез­ский) со­юз сель­ских об­ществ.

Гинухцы, архивное фото

Женская одежда состояла из туникообразных платьев-рубах, отрезных по талии платьев, распахнутых у подола, и узких, доходящих до щиколоток, штанов. В холодную погоду женщины носили безрукавки и толстые шали.

Современных фото девушек не найдены, только некоторые фото с мероприятий, где лица видно плохо или в основном дети. Если есть фото, присылайте.

Голову покрывали чухтIо, шерстяными и шелковыми платками, привезенными из далеких стран Востока. Украшали себя кольцами, перстнями, браслетами, серьгами, налобными, височными, нагрудными серебряными изделиями кубачинских, лакских и местных мастеров.

Хваршины

Численность — около 500 чел. Хваршины (Самоназвание – « атлилько, акьилко », от названия села Хварши, авар. Хъваршисел) — проживают в Цумадинском районе (авар. ЦӀумада) в селе Хварши. Предполагается, что с древнейших времён до позднего средневековья хваршины входили в состав военно-политического союза Дидо.

Женщины поверх белья надевали свободное по крою платье, а молодые – отрезное, присборенное или в складку. Подпоясывались в два оборота трехметровым матерчатым поясом с опущенными концами. Волосы прятали под чухтIо с кожаной планочкой на темени для крученых височных колец.

Красота народов Дагестана

У хваршин, чамалал, андийцев практиковался обычай, брачной инициативы женщин, по которому вдова или возрастная девица, открывала имя избранника и им мог быть даже женатый мужчина. Обычно представитель джамаата вечером, поднимался на крышу дома, где проживала девушка/вдова и через дымоход камина просил назвать имя человека, за которого она желает выйти замуж. Если она называла имя избранника в тот же вечер представитель джамаата оповещал родителей жениха. А еще девушка могла сама прийти в дом мужчины даже женатого и объявляла, что никуда отсюда не уйдет. По этой причине многоженство, в то время, было частым явлением у хваршин.

Однако, и акт расторжения брака в Цумандинском районе был довольно простым: муж при свидетелях переступая порог дома, трижды громко произносил «талак» с именем жены. Без этой церемонии, даже фактически не живущая с мужем женщина считалась занятой и не могла выйти замуж за другого.

Окончательно разведенная женщина могла вернуться обратно, лишь пройдя обряд «временного брака» с другим мужчиной. Для этого в обществе выделялось несколько мужчин, которые зарабатывали на этом неплохие деньги. К ним приводили женщин из «бывших» жен, платили им за временную женитьбу на них и через 3-5 дней, по договоренности с бывшим мужем, они должны были развестись.

Красота народов Дагестана

Таких мужчин знали все в округе, к ним приводили жен даже из соседних обществ. Их называли «ХIоло жикIо». Для отличия от остальных мужчин общества он носили коричневые папахи с белыми пятнами. И были в некой степени уважаемыми людьми.

Конечно же на этой почве случались и курьезные ситуации. Иногда
хIоло жикIо отказывался разводиться с понравившейся ему женщиной и оставался с ней жить в качестве законного мужа. А иногда хIоло жикIо в конце оговоренного срока отказывался разводиться пока ему не заплатят ещё денег за развод. Конечно, страдающие от любви бывшие мужья шли на многое, чтобы вернуть хозяйку в дом.

После развода с
хIоло жикIо, бывшие мужья забирали своих бывших жен и приводили их в дом своих родственников на хранение. Те конечно же оберегали их как могли, присматривали за ними, а по истечении трех месячного срока вновь выдавали замуж за бывших мужей.

Андийцы

Численность — от 25 до 40 тысяч. Андийцы (самоназвание – « гъваннал », « анди », « андал », авар. ГӀандисел/ГӀандал) — проживают в Ботлихском районе в селах Кванхидатли, Анди, Риквани, Зило, Ашали, Чанко, Муни, Гагатли, Гунха. Андия представляла собой федерацию самоуправляющихся сельских обществ. В XIV-XV веках существовало Андийское шамхальство.

Женский костюм состоял из туникообразного длинного платья на кокетке – квано , шаровар – ошхъоги , различной обуви, включая кожаные сапожки. Отличительная особенность женского наряда — головной убор чухта : шапочка в форме полумесяца с опущенными вниз «рожками». Боковые части чухты оббивали красным шелком, среднюю — лиловым, сзади пускали шлейф, касавшийся подола платья. Головной убор имел важное значение в традициях. Если андийка снимала шапочку и произносила любую просьбу с добавлением «во имя этого чухто-кази», ее желание беспрекословно удовлетворялось , будь то прекращение дуэли или даже развод.

Исследователи находят сходство андийской, ботлихской чухты с отдельными головными утрами («кичкой» и «сороками») русских, украинских, белорусских женщин.

У андийцев существовал интересный обычай «цIцIер – джабир» («назвать имя»), при котором девушка брачного возраста могла сама себе выбрать мужа, назвав имя понравившегося ей юноши. При этом соблюдался определенный ритуал, когда представитель сельской общины должен был в сопровождении свидетелей подняться на крышу дома девушки и через дымоход просил ее назвать имя юноши. Примечательно и то, что для юноши это могло оказаться полной неожиданностью, а его отказ считался предосудительным в глазах общества.

Ахвахцы

Численность — до 10 тыс. чел. Ахвахцы (самоназвание – « ашвадо », авар. ГӀахьвалал) — проживают в Ахвахском район Ахвах. Около XVII века южные ахвахцы вошли в состав аварского общества Гидатль.

Красота народов Дагестана

Внешне северные ахвахцы светлые, очень часто встречаются рыжие и даже огненно-рыжие, глаза голубые, рост чаще выше среднего, особенно среди мужчин. Североахвахцы гостеприимны, любят пошутить и по сравнению с окружающими племенами более острые на язык.

Женщины носили рубахи, нарядные платья типа « полуша » и хъабал о, безрукавки, чухтIо, платки и теплые шали, узкие и длинные штаны. Ткани для нарядных платьев выбирались узорчатые, красочные, очень крепкие и добротные. Носили бусы, серебряные изделия, височные, нагрудные украшения с полудрагоценными камнями. Волосы заплетали в две косы – символ мужчины и женщины.

Каратинцы

Численность — около 8 тыс. чел. В Ботлихском районе они проживают в селе Нижнее Инхело. Карата – центр Ахвахского района. В 3 км. южнее находится селение Арчо, где имелось несколько оборонительных башен. Старейшая часть аула – Верхний квартал расположен на скалах и склонах.

Каратинцы живут на своей территории с начала III тыс. до н.э. Они входили в состав хуррито-урартских государственных образований – в глубокой древности, и Дидойского союза в начале нашей эры.

Каратинки

Каратинки носили туникообразные платья-рубахи, отрезные по талии, а также распашные платья, которые подпоясывали длинной матерчатой повязкой-поясом. Голову покрывали чухтIо , головными покрывалами, шерстяными и шелковыми платками. Носили узкие и длинные штаны.

Тиндинцы

Численность — около 10 тыс человек. Тиндинцы (самоназвание — идарайи, авар. ТӀиндал) — проживают в селениях Тинди, Акнада, Ангида, Тисси, Тисси-Ахитли Цумадинского района (авар. ЦӀумада). Как и другие андо-цезы, тиндинцы — изолят : возможности генетического смешения в этой популяционной группе были сведены к минимуму.

Жен­щи­ны но­си­ли чёр­ные ту­ни­ко­об­раз­ную ру­ба­ху, под­поя­сан­ную крас­ным поя­сом (дли­на до 3 м), шта­ны и чух­ту с чеп­цом и длин­ным по­лот­ни­щем, рас­ши­тую ви­соч­ны­ми коль­ца­ми, мо­не­та­ми и це­поч­ка­ми по лбу, и др.

Большой популярностью пользуется в народе праздник "Кыдоба", в основе которого лежит шуточная импровизация свадьбы, где в роли "жениха" выступает кукольный персонаж.

Багулалы

Численность — около 10 тыс. чел. Багулалы (самоназвание – « багу-лал » («богатыри, питающиеся сырым мясом»,.авар. Багулал) — проживают в селах Цумадинского района — Хуштада, Чало, Талитель, Тленхори, Тлондода, Кванада, Гимерсо.

Багулалы
Багулалы
Багулалы

С конца 1-го тыс. до н. э. племенное объединение Багулал входило в союз Ди-дури (Дидо). С его распадом с XV века багулальцы объединились в союз сельских общин Багулал с центром в селе Хуштада.

Найти хорошие фото багулальцкв не удалось, если у вас они имеются, присылайте пожалуйста!

Красота народов Дагестана

Костюм багулалки состоял из черного платья, темных штанов, черного чухтIо с парой височных колец, красного пояса, вязаных носков с кожаной подошвой. Часто багулалки набрасывали на спину теплую шаль вместо безрукавки или шубы. Как украшение носили изделия из драгоценных металлов. Свадебная одежда отличалась дорогими тканями и обилием серебряных и медных украшений

Годоберинцы

Численость — оеоло 8 тыс. человек. Проживают в сёлах Верхний и Нижный Годобери Ботлихского района. Архивных фото годоберинцев найти не удалось, фото годоберинки делалось специально для статьи автора.

Годоберинка

Название села Годобери переводится как «вороний глаз», потому что жители были меткими стрелками.Женщины надевали платья-рубахи хелу, платья в талию – тегела, штаны барта, головной убор букIру кIаштIа. КIаштIа украшалась монетами, а по бокам – крупными и тяжелыми нашивными кольцами.

Ботлихцы

Численность — ок. 6 тыс. чел. Ботлихцы — проживают в селе Ботлих (авар.Болъихъ) Ботлихского района. Предположительно, с 1-го тыс. н. э. ботлихцы входили в состав политического объединения Дидо в Западном Дагестане (распалось в 14-15 вв.).

Женщины носили нательную рубаху, платья в талию, штаны, головной убор кIаштIа , платки с кистями. «Рогатое» чухтIо отличалось особой формой. В праздник поверх рубахи надевали хъабало – отрезное шелковое платье с рукавами с разрезом у локтя. Многочисленные украшения оберегали женщину и привлекали изобилие.

Ботлихцы, фото автора

У ботлихцев существовал оригинальный обряд «ЦIайя мигьи бацIаб зив».
Название буквально означает «когда солнце достигло звезды», то есть время между зимним и весенним солнцестоянием, около 6-го февраля. В этот день глашатай объявлял о наступлении этого дня и добавлял: «кто разводится разводитесь, а кто женится женитесь». Объяснялось это тем, что в старые времена в это время могли закончиться съестные запасы и развод с новой свадьбой был нужен для того, чтобы выжить.

Чамалалы

Перепись 2010 года зафиксировала в стране 24 чамалала, однако на самом деле их около 9 тыс. чел. Проживают в Цумадинском районе в сёлах: Цумада, Верхнее и Нижнее Гавкари, Гигатли, Гадири. Также проживают в селе Кенхи Шаройского района Чеченской Республики.

Красота народов Дагестана

Говорят на чамалинском языке нахско-дагестанской семьи. В генеалогии дагестанских языков самым близким к чамалальскому является багулальский и тиндинский языки. В женских нарядах преобладали темные платья, матерчатые пояса, штаны, шубы овчинные, чухтIо.

У чамалал был такой обычай, что девушка могла потребовать брака с любым мужчиной села, если он при случайной или и преднамеренной встрече загородит ей дорогу или слегка дотронется до нее. После объявления о случившемся, родственники девушки требовали брака, а она сама, до начала переговоров о сватовстве оставалась в доме «оскорбителя».

Арчинцы

Ачинцев насчитывается около 1200 человек. Парадоксальность положения арчинцев среди своих соседей состоит в том, что по языку их сближают с лезгинами, по этниче­скому самосознанию - с аварцами, по культуре - и с аварцами, и с лакцами.

У некоторых арчинок были праздничные платья «бузма», зауженные в области талии. Обувь шили из войлока или кожи, на голову надевали «чухту» — мешочек, в который прятали волосы, заплетенные в косу. Сверху на голову накидывалось покрывало. Под влиянием лакцев, арчинцы полюбили покрывала оранжевого цвета.

Заключение о дагестано-нахских народах

Ученые считают, что на Кавказе некогда существовал единый праязык, но не позже III тысячелетия до н.э., к которой археология и относит существование энеолита в Дагестане. Племена этой культуры являются далекими предками современных горцев.

Красота народов Дагестана

К дагестанско-нахской ветви — относятся аварские народы , даргинские народы, лезгинские народы, а также чеченцы и лакцы .

Красота народов Дагестана

Внутри аварских народов (около 1 миллиона человек) выделяют две языковые ветви со своими этносами:

  1. Цезские народы: Дидойцы (цезы, 15-30 тыс) , Бежтинцы (7-13 тыс.), Гунзибцы (1,5-3 тыс.), Гинухцы (0,5-4 тыс.), Хваршины (500 чел).
  2. Андийские народы: Андийцы (25-40 тыс.), Ахвахцы (10 тыс.), Каратинцы (8 тыс.), Тиндинцы (10 тыс.), Багулалы (10 тыс.), Годоберинцы (8 тыс.), Ботлихцы (6 тыс.), Чамалалы (7 тыс. чел.), Арчинцы (1200 чел.).
Красота народов Дагестана

Многие из представителей этих народов не считают себя аварцами. Строго говоря, это разные народы, порой очень древние, у которых совершенно различные языки и традиции. Численность народов по официальной переписи не отражает реального положения дел, поэтому цифры носят несколько условный характер и требуют уточнения.

Описание аварских субэтносов выделено в отдельную статью, которую читайте тут >

Даргинские народы

Внутри даргинцев (около 600-800 тыс чел.) выделяют три подэтноса:

  1. Даргинцы (600 тыс)
  2. Кубачинцы (3 тыс)
  3. Кайтагцы (25 тыс)

Даргинцы

Даргинцы – один из самых многочисленных народов Дагестана с численностью около 600-800 тыс. человек. Даргинцы расселены в центральной части Дагестана, включая земли почти всех природно-географических зон. Районы с даргинским (или с преимущественно даргинским) населением – Акушинский, Левашинский, Кайтагский, Сергокалинский, Дахадаевский.

Даргинки с самого раннего детства приобщались к искусству изготовления национальных костюмов. Особые умения девушкам требовались при производстве головных уборов, налобная кромка которых украшалась оригинальной цепочкой сложного плетения, с нанизанными по бокам монетками разной величины. Занимались даргинки и плетением нагрудных украшений: разноцветных ожерелий, состоящих из бусин и монет.

Славится также древнее мастерство усишинской вышивки с необычным геометрическим орнаментом. Возможно, усишинская вышивка, наравне с кайтагской сохранила наиболее архаичные черты древнего искусства даргинцев.

Современные даргинки

В большей части даргинского общества и сегодня есть обычай женских собраний, которые для мужчин являются запретом. В селе Кубачи даже были специальные помещения, которые называли домом женщин или домом девушек. Там собиралась вся часть женского населения. Существуют у народа и праздники только для женщин. В Кубачах также имелась специальная мечеть только для женщин.

У даргинцев существовал интересный обряд вызывания дождя, напоминающий русскую сказку - царевну-лягушку. Для лягушки шили платье и выпускали наряженную лягушку в родник, что и должно было вызвать дождь.

Кубачинцы

Численность — по официальной статистике 100 чел, по неофициальной около 3 тыс. чел. В сочинениях историков первые упоминания кубачинцев — «зирихгераны» (перс. «кольчужники») — относятся к VI веку. С XV века они известны уже под турецким наименованием кольчужников — «кубачи». Особого искусства кубачинксие мастера добились в обработке металлов, дерева, кожи и камня. Ювелирные изделия из Кубачей достигли всемирнуой известности.

Кубачинкая школа

Если мужчины-кубачинцы всегда занимались обработкой металла, то женщины ткали замечательное сукно, вязали узорные носки-джурабы, вышивали золотыми и шелковыми нитями. Золотое шитье в Дагестане сохранилось до наших дней только в Кубачи.

Белые покрывала кубачинок «казы», расшитые золотым узором, — это визитная карточка аула. Белый узорчатый платок — визитная карточка женщин села Кубачи. Издревле Кубачинки покрывают голову узорчатыми платками белого цвета. Вышивка на ткани свидетельствует о семейном статусе женщины: у замужних узор отличается по ряду признаков, в том числе и размеру. На изготоление такого платка может уйти около года, а его стоимость составляет от 25 до 60 т.р. в зависимости от работы.

Кайтагцы

Численность — по официальной статистике 7 чел., по неофициальной — около 25 тыс. Живут в основном на территории Кайтагского района, часть — на равнине и в городах (Махачкала, Дербент, Избербаш и др.). В XIV — середине XIX веков входили в Кайтагское уцмийство , которое являлось одним из княжеских владений в Дагестана.

Кайтагцы
Кайтагцы
Кайтагцы

Из традиционных видов народного искусства: резьба по камню (надгробия, детали каменных домов), по дереву (утварь, мебель, деревянные конструкции дома и т. д.), вышивание и др.

Красота народов Дагестана

В них традиционные солярные и спиральные мотивы, на стенах домов часто встречаются вырезанные фигуры людей, животных, солнечные диски, состязания, стрельба из лука и т. д. В доисламских религиозных верованиях обнаруживается специфичность отдельных элементов и обрядов.

Кайтагская вышивка, как и менее известная «усишинская», имели ритуальный характер и использовалась в сакральных целях при рождении ребенка, на свадьбе и в похоронах.

Лезгиноязычные народы Дагестана

Археологические находки на территории лезгин, табасаранцев, и других народов позволяют утверждать, что народности лезгинской группы есть древнейшие жители Южного Дагестана и Северного Азербайджана по крайней мере с конца III тыс. до н.э.

Лезгиноязычные народы делятся на следующие этносы:

Красота народов Дагестана

Лезгины

Численность — от 680 тыс (лезгины) до 880 тыс (все народы лезгинской языковой группы). Лезгины исторически проживают в Южном Дагестане и Северном Азербайджане.

У лезгин существовала интересная традиция — праздник цветов . В начале праздника выбирали Королеву цветов – самую красивую девушку. Королева цветов прошлого года торжественно надевала на ее голову огромный венок из собранных там же альпийский цветов. В общем, древний конкурс красоты.

Фаина Абдуллаева - модель из Москвы, работала с брендом мусульманской одежды "Rezeda Suleyman".

Лезгинки наряды украшали серебряными монетами. Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее.

Совренеменные лезгинки

Женщины носили широкие пояса, украшенные драгоценными камнями — камари, а также много украшений, кольца, серьги, браслеты. Наряды украшали серебряными монетами. Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее.

Табасараны

Численность — 150 тыс. Табасараны – вторая по численности народность лезгинской языковой группы. Живут они в юго-восточной части республики, в Табасаранском и частично Хивском районах.

Всемирную славу табасаранам принести их ковры, отличающиеся особой прочностью (служат до 300 лет без выцветания красок) и сложностью орнамента.

Современные табасаранки

Любимый обряд молодежи — девичник, на который собирались не только девушки, но и дружка, и другие молодые люди. Часто его называли «ломанием орехов»: приглашенные девушки приносили орехи для приготовления свадебной халвы. Весь вечер они общались, пели песни, готовили халву, а в конце вечера проводили обряд «тушения светильника», длившийся 1-2 часа. В это время юноши могли объясниться в любви понравившимся девушкам, остаться наедине, что в другое время не позволялось.

Рутульцы

Численность — 35 тыс. Рутулы живут в нагорных верховьях реки Самур. Населяют Рутульский район, который образован в 1929 г. Рутулы обосновались и в селе Хнов Ахтынского района, и в селениях Шин и Кайнар Азербайджана.

Рутульцы единственный народ из принадлежащих к легинской группе, относящийся к кавкасионскому антропологическому типу балкано-кавказской расы.

Нин – по-рутульски – мать. На древнем шумерском языке нин – госпожа, сестра, царица, Нинту, Инанна – шумерская богиня-мать; асиде – блюдо, которое современные рутулы готовят для рожениц (ср. лезгинское исида, обозначающее то же); Исида – шумерская богиня плодородия.

Современные рутулки

На мухадском диалекте рутульского языка имя бога звучит как Йиниш, на ихрекском диалекте рутульского языка – Гынеш. «Ганеш – древний местный культ, связанный с верованиями доарийского населения Индии», отмечает С.А. Токарев.

Цахуры

Численность — от 20 до 40 тысяч. в Азердайджане и Дагестане. Цахуры живут выше рутулов, в верховьях реки Самур, место их проживания является одним из самых труднодоступных районов Южного Дагестана.

В семейных традициях цахуров обнаруживается настоящая иерархия. Главой семьи считается самый старший мужчина, который руководит практически всем, кроме того, чем руководят женщины. Последние образуют что-то вроде семейного самоуправления, и в том, что касается их части семейного быта, у мужчин нет особых прав, и они могут действовать только с разрешения дам.

Современные цахурки

Из женщин в семье главной была « абай » — жена старшего брата. Она отвечала за сбережение съестных припасов, занималась обработкой продуктов земледелия и животноводства, готовила еду. Абай контролировала расход продуктов, следила чтобы все женщины в доме были бережливы и экономны, особенно те, кто отвечает за кормление скота и работает на кухне. Абай управляла своими невестками, у которых могут быть собственные невестки. Глава определяла, какая из невесток будет закреплена за какой свекровью.

Среди женских украшений можно увидеть множество шести- и пятиконечных звезд, что дает основание полагать о связи цахуров с древней культурой зороастризма дошедшей до наших дней.

Агулы

Численность 30–40 тыс. Занимают агулы в верховьях рек Чирах-чай и Курах-чай четыре глубоких ущелья: Магудере, Агулдере, Гушандере, Хпюкдере во внутренней горной зоне юго-восточного Дагестана. Соседи агулов на севере – даргинцы, на северо-востоке - кайтаги, на востоке – табасаранцы, на юге – кюринские лезгины. На юго-западе агулы разобщены с рутулами (мюхадами), лаками и лезгинами снежной горой Сарфун.

Лингвистические исследования позволили предположить, что до VII в. до н.э. агулы жили где-то на Ближнем Востоке, предположительно в Загросских горах или их предгорьях на восточном берегу Тигра.

У агулок бытовало весьма своеобразное свадебное головное украшение – «къукъем» – и группа вещей, стилистически связанных с ним. Центральная пластина располагалась на темени, а цепочки, обвивающие голову женщины, крепились сзади с помощью крючков.

Агулки в национальных костюмах

Особый интерес представляют всевозможные серебряные украшения, в которых до сих пор сохранились символы и знаки, пришедшие из глубокой древности. В этих украшениях зашифрованы всевозможные геометрические фигуры и соотношения, свойственные цивилизациям Аккада и Шумера.

Современные агулки

Чеченцы-аккинцы Дагестана

Аккинцы — субэтнос чеченского народа. Численность аккинцев достоверно неизвестна, так при переписи населения в 2002 г. многие аккинцы указывали себя как чеченцы. Официально признали себя аккинцами 218 человек, в то время как в 1963 году их было около 28 тысяч человек.

Аккинцы говорят на аккинском ди­алекте чеченского язык. До середины XX в. некоторыми исследователями нахских языков признавалось суще­ствование самостоятельного аккинского языка. Современные фото аккинок не найдены, если они у вас есть, присылайте!

Лакцы

Численность — около 195 тыс. чел. Лакский язык является одним из 14 официальных языков Дагестана и принадлежит к нахско-дагестанской группе кавказских языков. С 2013 г. лачка Бутаева Зарема Ажуевна является министром Культуры Дагестана.

Бутаева Зарема Ажуевна (1971 г.) — министр культуры Дагестана.

Археологические материалы дают основание предполагать наличие в этногенезе лакцев индоевропейского компонента. Наиболее ранние контакты лакцев с индоиранским миром вначале через скифов, затем через сармато-алан нашли отражение в материалах святилища у высокогорного села Хосрек (VIII-VII вв. до н.э.) и Сумбатлинского могильника, датируемого первыми веками н.э.

В обрядах лакцев встречается почитание Солнца. Лакцы верили, что в тихие часы перед рассветом, когда природа ещё спит, высшее божество природы Зал слышит все их просьбы.

Ещё в начале ХХ века в моде у лачек было множество косичек. Лакские женщины любого возраста носили по 12, 20 и даже 30 косичек. Вихлинки косички с двух сторон обматывали вокруг головы и уже потом одевали бакIбахIу — повязку для головы.

Основным элементом повседневной одежды лачек является широкое и длинное туникообразное платье-рубаха и штаны с неширокими штанинами. Молодые женщины предпочитали носить одежду ярких, особенно оранжевых и фиолетовых цветов.

Балхарский костюм

Еще, пожалуй, одним из самых узнаваемых и весьма ярких дагестанских нарядов можно по праву назвать лакский балхарский костюм. Он состоял из широкой головной накидки, закрывавшей чохту, и широкого платья, длина которого доходила до щиколоток. Головная накидка была оранжевого цвета , а само платье – фиолетового , что выглядело весьма контрастно и необычно.

Современные лачки

Лакская легенда гласит, что первым открыл искусство общения с глиной некий добрый бедняк Калкуччи, который научил всех односельчан этому мастерству, однако самые изящные изделия получались только у женщин. Поэтому в былые времена лепкой из глины занимались исключительно женщины.

Тюркские народы Дагестана

Кумыки

Численность — около 600 тыс. Один из коренных народов сегодняшнего Дагестана, Чечни и Северной Осетии, второй по численность после азербайджанцев тюркский народ на Кавказе.

Близость крупных торговых центров, возможность приобретать там необходимые товары и предметы быта, а не изготовлять их собственноручно, тесные культурно-экономические связи как с горцами Дагестана, так и с народами Северного Кавказа, оказали решающее значение на развитие Материальной и бытовой культуры кумыков, которая по ряду показателей была достаточно высокой.

Особого мастерства кумычки достигли в плетении тастаров: легкие, как летний ветерок, прозрачные, как сотканная паутина, традиционные кумыкские платки тастары считались символом женственности. Сейчас эта традиция уходит в прошлое, так как изготовить такой платок стоит большого труда. Прежде чем научиться плести настоящие шелковые тастары, уходят долгие годы. Каждая клеточка – тяжелый труд, кропотливая работа. Не все выдерживают. Один неправильно завязанный узелок – и пропала вся работа.

Кумычка в тастаре

Кумычки в отличие от аварских женщин предпочитали позолоченные украшения – серьги, кольца, пояса и т. д. К костюму часто носили изящные сумочки, сшитые из бархата или другой дорогой ткани и украшенные красивой вышивкой.

Современные кумычки

Кумыкский женский костюм испытал большое влияние со стороны одежды северокавказских народов — кабардинцев, черкесов, осетин.

Ногайцы

Численность — около 110 тыс. человек. Ногайцы являются одними из последних кочевников Великой степи. Ногайский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков.

Раньше у ногаек была шапочка в виде усеченного конуса, которая еще со скифских времен сохранила изображение рогов.

Рогатая шапка караногайцев

Женская одежда ногайцев отличалась сравнительно большим разнообразием. Это наиболее устойчивая часть старинной национальной одежды, сохранившая многие древние черты, ибо женщины редко выезжали из степи и меньше общались с другими народами.

Место женщины в юрте всегда с восточной стороны, т. е. налево от хозяина дома, когда он сидит на своей постели, повернув лицо к югу. Место же мужчин с западной стороны, т. е. направо. Мужчины, входя в дом, никоим образом не могут повесить своего колчана на женской стороне.

Современные ногайки

У ногайцев существовала свадебную арба куьйме. В таких арбах возили невест в дом женихов, чтобы никто не мог ее видеть. Куьйме имела форму арбы с кибиткой и готовилась из досок, раскрашенных главным образом в голубой (другое бытовавшее в народе, название свадебной арбы – голубая повозка). В передней части арбы имелись двустворчатые двери, а сзади – небольшое окошко.

Азербайджанцы

Азербайджанцы Дагестана вплоть до конца 1930-х годов назывались закав­казскими, или азербайджанскими татарами. Соседние народы - лезгины, табасараны, кумыки и даргинцы называют их тюрками, каджарами, реже - персами.

Азербайджанка

В формировании дагестанских азербайджанцев принимало участие древнее коренное население Кавказской Албании (каспии, касситы, албаны, маскуты и пр.), смешавшееся с вторгавшимися сюда в I тыс. до н.э. ирано- и тюркоязыч­ными племенами.

Индоевропейские народы Дагестана по языковому признаку

Таты

Численность татов указать сложно из-за того, что это, пожалуй, самый путанный народ Кавказа. Дело в том, что татов часто путают с горскими евреями, которые в советский период стали записывались в таты. Поскольку таты очень закрытый народ, то и фотографий татов мало.

Татская свальба

Скупость в средствах мимики и же­стов, в средствах речевого общения, эмоциональная сдержанность в какой-то степени выделяет тата и в наши дни. Во время разговора с татом нужно быть готовым к длительным театральным паузам. В основе традиционной этики поведения татов лежит стремление проде­монстрировать уважительно-доброжелательное отношение к собеседнику, встречному, не теряя при этом своего достоинства.

Горские евреи

Горские евреи — ираноязычные иудеи Кавказа, переселившиеся из Персии, самоназвание которых «джухуро». Среди компактных групп еврейского народа горские выделяются тем, что появившись в Закавказье еще в раннем Средневековье, смогли сохранить свои традиции компактные места проживания, которые в большинстве случаев были утрачены после второй мировой войны. Не следует путать с татами иранского происхождения, чей язык евреи заимствовали по большей части.

Горские евреи считают, что звезды – двойники человеческих душ. Они верят, что при рождении ребенка на небе появляется новая звезда, когда же человек умирает, одна звезда непременно падает.

Сара Манахимова (Жасмин)
Сара Манахимова (Жасмин)
Сара Манахимова (Жасмин)

В шоу-бизнесе прославилась представительница горских евреев певица Сара Манахимова (творческий псевдоним – Жасмин).

Заключение

Как известно, Дагестан славится своими традициями, которые передаются из поколения в поколение. Особый восторг вызывает национальное одеяние, которое у каждого народа разное. Женщины Дагестана очень красивые, но эта красота зачастую скрыта от посторонних глаз. Напишите, какую национальность вы считаете самой красивой. И если у вас есть фото, которые могли бы улучшть статью, присылайте!

Читайте также: