Крызы — лезгиноязячный народ Азербайджана

14 February
4,4k full reads
10k story viewsUnique page visitors
4,4k read the story to the endThat's 43% of the total page views
9 minutes — average reading time

В Азербайджане у восточного подножия горы Шахдаг и в селах на равнине располагаются села древних народов, некогда входивших в состав Кавказской Албании. Одно из таких сел —поселение Крыз, по имени которого называется народ. Самоназвание звучит как хърыцӏаь.

Село Крыз
Село Крыз
Село Крыз

В конце XIX вв. в качестве самостоятельного народа крызы не рассматривались (жители и уроженцы селения Крыз). Алыкцы, джекцы (джеки), гапутлинцы (хапутлинцы, хапуты) и ергюджцы — этнические группы, именуемые по названиям своих родовых селений в наши дни считаются субэтносами крызского народа. Исследователи сходятся во мнении, что древнейшим известным населённым пунктом крызов было селение Крыз, из которого в своё время отселились предки нынешних джекцев, алыкцев и хапутлинцев.

Село Крыз
Село Крыз
Село Крыз

История крызов

Впервые топоним Крыз был упомянут в источнике X века. В прошлом Крыз был крепостью, в настоящее время в селе остались лишь руины крепости.

Первое упоминание о крызах в российских источниках датировано началом XVIII века. Об этом народе писал, офицер русской армии немечкого происхождения, Иоганн Густав Гербер в своих трудах о Персидском Походе Петра I (1722-1723). Поселение Крыз тогда принадлежало к Шемахинскому ханству. Но уже 1768 году их земли перешли в Кубинское ханство. А 8 января 1806 года земли крыз перешли в подчинение Российской империи.

Крызы
Крызы
Крызы

Правитель Кубинского ханства Фатали-хан (1758—1789) переселил сюда несколько семей горских евреев. В селе до сих пор имеется еврейское кладбище. Село Крыз в 1810 г. сделал Крыз центром своих владений на протяжении 4-х месяцев последний кубинский хан Шейх-Али (1791—1806), отказавшийся признать новую российскую власть.

Многие века крызы жили в основном овцеводством. Но особого дохода это не приносило, и они промышляли еще и грабежом. Однако впоследствии крызы показали, что они еще и прекрасные земледельцы. Мало того, что они оказались хорошими пахарями, так они еще и замечательные фруктовые сады завели.

В 1860-е — 1880-е гг. начался распад больших патриархальных семей. К тому же начало интенсивного разведения марены привели к миграции части крызов на равнину, в Мюшкюрский магал — область на севере Кубинского уезда, где значительные территории расчищались и обрабатывались под марену и кавказский сорт риса чалтык.

История выращивания марены в первую очередь связана с её применением в качестве красящего вещества ярко-красного цвета под названием крапп, которую используют при изготовлении традиционных ковров и других изделий. Также настойку из марены используют при лечении почек.

Марена красильная
Марена красильная
Марена красильная

В настоящее время у крызов развиты ремёсла — изготовление ковров, паласов, шерстяных узорчатых носков, шалей, выделка войлока, дубление кожи и изготовление кожаных изделий. Если вы приедете в село Крыз, то вас скорее всего встретят дети, которые будут продавать шерстяные носки.

Великая Отечественная война нанесла им серьезный урон. На фронт уходили даже подростки. Труса никто не праздновал, и большая часть крызов сложила свои головы, показав, что, отказавшись от набегов, они отнюдь не растратили мужества.

Когда немцы подошли близко к Моздоку и их самолеты полетели бомбить Баку, в Крызе стало неспокойно, и значительная часть оставшихся в селе крызов перебралась в более спокойные места, откуда по окончании войны вернулись не все. Это привело к тому, что после войны крызов можно было по пальцам пересчитать.

Однако народ оказался очень живуч. Похоже, его история еще не дописана. Постепенно они стали возвращаться, национальное самосознание каким-то образом не растворилось, и сейчас численность этого народа уже достигла по разным оценкам от 5 до 15 тысяч человек.

Обычаи и быт

Крызкий народ, как и многие другие народы гор, изначально строился на патриархально-общинных отношениях, на которые в свою очередь иногда влияли феодальные отношения государства. Браки у крыз заключались только в своей общине и с определенной социальной группой.

Все важные решения в крызкой общине принимал совет старейшин. Традиции, которых ранее придерживались крызы, сохранялись до недавнего времени. Во время переселения крыз на равнины они распределялись по родовому признаку в разные отселки. При СССР самоуправство сошло на нет, а присоединение к сельскому хозяйству республики, снятие транспортной изоляции и изучение азербайджанского языка привело к тому, что крызы стали меньше заниматься традиционными ремеслами.

Крызы занимались в основном овцеводством. Овцы паслись на альпийских пастбищах, а в холодное время года их перегоняли на равнину в специально арендуемые места, на которых в последующем стали отселками крызкого народа. Разведение овец давало крызам молоко, и возможность делать из него сыр, творог, сливки и сливочное масло, и мясо в сыром или вяленом виде. Эти продукты и дикорастущие растения входили в их основной рацион питания.

Горные поселения крыз располагаются на высоте 2000 метров над уровнем моря. Дома располагаются ступенчато и имеют небольшую придомовую территорию. В горах дома состоят из грубого камня и гальки, а на равнинах из сырцового кирпича и смолы.

Заготовка прессованного сена
Заготовка прессованного сена
Заготовка прессованного сена

Повседневная и ритуальная одежда равнинных крызов не отличается от одежды окружающего азербайджанского населения. У горских крызов традиционная специфика частично сохранилась.

К сожалению, переселение крызкого народа не пошло на пользу их языку и традициям. Живя рядом с другими нациями, изучая азербайджанский язык как основной, остается все меньше крыз которые общаются на родном языке и соблюдают традиции своего народа.

Крызы
Крызы
Крызы

Главную роль в управлении вольной крызской общиной играл совет старейшин племён. Пережитки традиционных родоплеменных и патриархальных отношений сохранялись до недавнего времени, проявляясь, в частности, в формировании отсёлков на Мюшкюрской равнине по родовому принципу и в делении крызских селений на кварталы по признаку кровного родства.

Джекцы

Самоназвание — джеклинцах или джеклы. Численность — около 300 чел.

в 1930-е гг. российский и советский филолог и кавказовед Н. Марр выделял джекский язык как самостоятельный, причисляя его к лезгинской группе восточной (дагестанской) ветви северо-кавказских языков. В дальнейшем, однако, язык джекцев, наравне с языками жителей других горных селений Шахдага — хапутлинцев, алыкцев, ергюджцев, — стал рассматриваться как локальный диалект (говор) крызского языка.

Джекцы славятся своими коврами, которые по стилистике очень походи на лезгинские ковры. Колорит ковров «Джек» строгий, а фон серединного поля бывает темно-синим или красным. И с художественной, и с технической точек зрения композиция ковров «Джек» похожа на композицию ковра «Гырыз». Но у ковра «Джек» композиция проще. Фон серединного поля и серединной каймы у этих ковров одного и того же цвета. Эта особенность отличает ковёр «Джек» от других ковров. Следует также отметить, что зарубежные искусствоведы ошибочно называли этот ковер «Дагестан».

Ковер Джерк

Хапуты (хапыты)

В настоящее время хапутлинцы проживают в городе Исмаиллы и трёх сёлах Исмаиллинского района Азербайджана — Хапутлы, Моллаисахлы и Гаджигатемлы, где они составляют большинство по отношению к азербайджанскому населению и по своей численности намного превышают число хапутлинцев, остающихся в Хапуте (примерно 70 семей, ок. 700 человек). Жители этих сёл, основанных выходцами из Хапута в начале XX века, продолжает пользоваться хапутским языком, тогда как жители Хапутлы в основном перешли на азербайджанский.

Дорога в Хапут ведет через город Губа, вдоль лавочек со знаменитой губинской пахлавой и бюкмя. Дальше — волшебный лес Гячреша, где, как в детстве, «деревья такие большие», что кроны не видно. Но это только начало путешествия, впереди дорога по зеленой равнине, через села и сады, зоны отдыха и роскошные виллы. И вот проехав ущелья и объехав горы, мы попадаем в заветный край, где до сих пор живут предки албан, которые называют себя «хяр».

Зимой это высокогорное село бывает отрезано от остального мира – выбраться можно по крутым ущельям и горам на лошадях только в экстренных случаях. Сегодня в Хапыте осталось около двадцати семей - большинство жителей переехало на равнину, в Гейчай и Шемаху. Тем не менее, самые стойкие продолжают оставаться в своих жилищах, построенных из булыжника.

Старинные дома с плоскими крышами и открытыми галереями с резными столбами прежде были окружены оборонительными стенами. Когда-то здесь даже возводились башни с узкими бойницами, однако со временем они подверглись разрушению.

Дети

Сегодня это самый настоящий этнографический музей под открытым небом, в котором сохранились образцы строительных поселений прежних веков на Кавказе, самобытная культура и традиции хапутов.

Хапыты
Хапыты
Хапыты

Интересно на хапутском языке можно считать до 29, а числа 30 и далее уже нет. Это говорит о древности языка.

Хапытский ковер ручной работы
Хапытский ковер ручной работы
Хапытский ковер ручной работы

Алыкцы

Жители или уроженцы горного селения Алык Кубинского района Азербайджана. В настоящее время в селении имеется около 50 домов и проживает около 300 жителей. Почти всё население является коренным, в быту использует алыкский диалект крызского языка.

Алычка
Алычка
Алычка

Ергюджцы

Уроженцы горного селения Ергюдж Кубинского района Азербайджана. В быту использовали крызско-ергюджский диалект крызского языка. К настоящему времени селение полностью покинуто жителями, которые перебрались в соседние селения и в равнинные районы республики.

На фото — развалины древнего горного села Ергюдж на высоте 1820 метров. На фоне видны горные вершины Хыналыг, Туфандаг, Гызылгая.

Древнее село в 1871-1885 годах упоминается в записях российского ученого Н. Зейдлица. В то время в селе была мечеть, проживало 448 мужчин и 356 женщин 125.

Язык крызов

Крызы — это уникальный народ со своим собственным разговорным языком. Этот язык относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи.

Крызский язык входит в шахдагскую подгруппу лезгинской группы нахско-дагестанской языковой семьи. В литературе наряду с названием «крызский язык» встречается также название «джекский язык». В крызском языке выделяются следующие диалекты:

  • крызский (крызско-ергюджский)
  • джекский
  • хапутлинский (все они разделяются на говоры)
  • алыкский.

На крызcко-ергюджском диалекте говорят в 29 селениях, хапутлинском – 8, джекском – 6, а на алыкском – только в селении Алык.

Предположительный ареал формирования крызского языка.
Предположительный ареал формирования крызского языка.
Предположительный ареал формирования крызского языка.

Среди лезгинских языков крызский выделяется относительно развитым вокализмом, отсутствием непридыхательных, ограниченным употреблением абруптивов, исчезновением лабиализованных вариантов ряда согласных.

В 2012 году компания Google запустила проект «Endangered Languages» (Языки под угрозой исчезновения ), в котором крызский язык был охарактеризован как язык, «близкий к исчезновению», а число его носителей было оценено в 5-8 тыс.

Всего насчитывается 10 лезгиноговорящих народов на территории Дагестана и Азербайджана:

Лезгинские языки — ветвь нахско-дагестанских языков, включающая десять живых (агульский, арчинский, будухский, крызский, лезгинский, рутульский, табасаранский, удинский, хиналугский и цахурский) и один мёртвый (агванский) языки. Лезгинские языки являются самой южной ветвью нахско-дагестанской семьи и соответственно самой южной языковый группой России. Лезгинский язык относится к восточно-горской ветви иберийско-кавказских языков. Следует полагать, что до распада Кавказской Албании у предков лезгинской этнической группы существовал понятный для всех и наиболее распространенный пралезгинский язык.

Читайте также: