Этноmix
10 068 subscribers

О Триединстве

150 full reads

Троица Андрея Рублева и Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским в 1337 г. знаменуют собой эпоху возрождения России, когда государство еще было под властью орды. В каком-то смысле мы сейчас переживаем сходную эпоху, только вместо дани орде средства выводятся в офшоры и иностранные банки а национальная культура находится в упадочном состоянии. Во времена Дмитрия Донского бытовало убеждение, что народ наказан Богом за его грехи и поэтому нужно не противиться воле Бога, а терпеть и подчиниться воле Орды. Но с появлением Сергия Радонежского, появилась надежда, что Бог еще не оставил Русь, именно с его благословления состоялась Куликовская битва, сплотившая до того разрозненные княжества.

Троица Рублева. 1411 год или 1425-27 годы. Правление Василия I.
Троица Рублева. 1411 год или 1425-27 годы. Правление Василия I.

Надо отметить, что новшеством Сергия Радонежского, способствовавшим возрождению России, стало создание монастыря в честь святой троицы. Андрей Рублев создал свою известную во всем мире икону именно троицу для Троицкого монастыря, которым тогда руководил ученик Сергия, Никон. Изображение троицы Рублевым впоследствии стало каноном, он впервые изобразил ее без второстепенных персонажей и в одеждах с чертами индивидуальности каждого ангела. Но, несмотря на свою индивидуальность, они символизируют единство. Именно те качества, которые так необходимы для земли Русской — единство и индивидуальность. То, что Русь отличается от востока, она показала в борьбе с ордой, при куликовской битве и стоянии на Угре. А то, что Русь не похожа на цивилизованный запад, заявляла во времена Минина и Пожарского, Великой отечественной и Мировых войнах.

Икона «Троица» (смесоипостасная). 1729 год. Неизвестный мастер из Тобольска (Западная Сибирь). До 1926 года находилась в Ново-Тихвинском женском монастыре близ Тобольска, сейчас – в Свердловском областном краеведческом музее. Доска 31×24×2 см, темпера, масло, оклад утрачен. Из сборника «Сибирская икона». Омск, 1999.
Икона «Троица» (смесоипостасная). 1729 год. Неизвестный мастер из Тобольска (Западная Сибирь). До 1926 года находилась в Ново-Тихвинском женском монастыре близ Тобольска, сейчас – в Свердловском областном краеведческом музее. Доска 31×24×2 см, темпера, масло, оклад утрачен. Из сборника «Сибирская икона». Омск, 1999.

Интересно, что концепции триединства нет ни Ветхом, ни в Новом завете, она появляется на основе эллинистической культуры, включавшей пифагорейство, платонизм, гностицизм, мистику древнего Египта. Сам термин «Троица» в христианстве впервые вводится Феофилом епископом Антиохийским во II веке и в оригинале это звучало так: «Три дня, которые были прежде создания светил, являются прообразами Троицы, Бога и Его Слова, и Его Мудрости...». Само понятие об «Одном Боге в Трех Лицах» первоначально не было твердо установлено и получило широкую известность лишь в IV веке. В 381 году император Феодосий созвал Константинопольский собор, закрепивший догмат о Божественности святого Духа и объявив его третьей ипостасью в Святой Троице, дополняющей Отца и Сына. Следует отметить, что, несмотря на широкую популярность, само понятие о Троице однозначно не является не только продуктом раннего христианского периода, но и даже библейским.

Иконы смесоипостасной Троицы получили большое распространение среди католиков Западной Европы в XIII–XVI веках.
Иконы смесоипостасной Троицы получили большое распространение среди католиков Западной Европы в XIII–XVI веках.

Ко II-III векам н. э также относится создание герметического корпуса произведений, приписываемых Гермесу речей, опубликованных на греческом языке. Ко времени Рублева, в XII–XIII вв в Средневековой Европе уже появляется образ Гермеса Трисмегиста, трижды великого, которому приписывали «Изумрудную скрижаль». Впервые этот текст появился на латинском языке в составе первых переводов с арабского трактата «Тайна тайн» («Secretum secretorum»). Впоследствии идею троицы стали использовать масоны в символике всевидящего ока. А в картах Таро, также относящихся к герметической традиции троица представлена в виде треугольника лжи: смерть-время-дьявол.

Старорусская смесоипостасная икона
Старорусская смесоипостасная икона

В чем же глубинный смысл троицы, почему она так прижилась в России? Оказывается, еще до принятия христианства у славян существовало божество по имени Триглав, который впервые упоминается католическим священником Оттоном, епископом Бамбергским, насаждавшим христианство в Померании. Померанией называлась территория на юге Балтийского моря, находившаяся в то время (12 век н.э.) в составе Римской империи. Вот, что сообщает летописец в житии Оттона Герборд:
"В городе Щецине(город на северо-западе Польши) стояли четыре величественных храма (контины), главный из которых был посвящён Триглаву. Храм Триглава был сооружён вокруг (или в виде) горы с удивительным старанием и мастерством. Внутри и снаружи находились скульптуры, выступавшие из стен изображения людей, птиц и зверей, столь соответственно своему виду переданные, что казались дышащими и живущими… Было также здесь трехголовое изваяние, имевшее на одном теле три головы, именовавшееся Триглав. Глаза и уста Триглава были закрыты золотой повязкой. Главный бог поморян Триглав имел три головы, потому что надзирал за тремя царствами — небом, землёй и преисподней (Правью, Явью и Навью), а лицо было закрыто повязкой, поскольку грехи людей скрывает, словно не видя и не говоря о них. Уничтожив тело, Оттон забрал с собой головы Триглава в качестве трофея, которые позже отправил в Рим."

Реконструкция триглава
Реконструкция триглава

Если Триглав был связан с горой, то уместно вспомнить еще одного русского персонажа: Змея Горыныча, в некоторых сказаниях стерегущего «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых.

Старорусская смесоипостасная икона
Старорусская смесоипостасная икона

По всей видимости, именно Триглав является прототипом Православной Троицы, а значит и главным божеством всех славян. Стоит отметить, такой символ как Трикветр в виде трех переплетенных рыб также обычно связывают с символом Святой Троицы, который использовался кельтской христианской церковью. Древний языческий орнамент народов центральной и северной Европы, в виде сакрального символа трикветр в X веке часто использовался на Руси как «варяжский» орнаментальный мотив.

Трикветр на руническом камне Фунбо (Швеция)
Трикветр на руническом камне Фунбо (Швеция)

В древнерусской глаголице символ трикветра означал букву Я (Ять) и Л (Люди) — вполне понятная связь Я со всеми смертными Людьми.

Удивительно, но после того, как Триглав славян увезли в Рим, он проявился в X веке в том, что в западной Европе особое распространение получили иконы Святой Троицы, написанной в виде трёх идентичных друг другу фигур с ликом Христа. На некоторых иконах Троица имела одно туловище, но три головы с одинаковыми ликами. Позднее многие иконы с изображением Святой Троицы в виде трёх одинаковых фигур с идентичными ликами уничтожили. А им на смену пришли смесоипостасные иконы.

Славянский Триглав
Славянский Триглав

Единство ипостасей Бога в Византии было отражено на смесоипостасных иконах весьма оригинальным способом. На иконе «Смесоипостасная троица» три одинаковых лика Бога располагались на одной голове. Выходило так, что у трёхликого лица было четыре глаза, три носа и три рта. Тело же на изображении было одно. Таким образом, иконописцы хотели отразить то, что Святая Троица является единой и неделимой. Примечательно, что на протяжении нескольких веков такое изображение Святой Троицы считалось церковниками самым правильным. Только в XVIII ст. Священный Синод вынес запрет на использование православными христианами таких образов, но их продолжали хранить тайно.

Из манускрипта, Кэмбридж, 13 в
Из манускрипта, Кэмбридж, 13 в

Иконы смесоипостасной Троицы получили большое распространение среди католиков Западной Европы в XIII–XVI веках, то есть Андрей Рублев должен был знать этот тип икон. В России смесоипостасные иконы тоже были. Особенно известна смесоипостасная икона «Троица» неизвестного тобольского мастера, датированная 1729 годом. Трёхликое изображение Троицы несколько десятилетий занимало почётное место над воротами главного тюменского собора — Благовещенского. Кстати, этот собор был первым каменным зданием, построенным в Тюмени. Позднее икону «Троица» сняли с врат и переместили в Ново-Тихвинский женский монастырь. А сегодня она находится в краеведческом музее Свердловска, правда, без оклада.

Лунницы имели распространение на Древнем Востоке, в более позднее время — в различных странах Азии, в Римской империи. В Средние века бытовали в странах Западной Европы, на Руси, в Моравии, Польше, Хорватии.
Лунницы имели распространение на Древнем Востоке, в более позднее время — в различных странах Азии, в Римской империи. В Средние века бытовали в странах Западной Европы, на Руси, в Моравии, Польше, Хорватии.

До принятия христианства триединство у славян, проявлялось в трех идолах на месте древнего капища под Новгородом, согласно исследованиям академика Рыбакова. Это то самое место под Новгородом, где Владимир велел свергнуть идол Перуна после введения христианства. Мне удалось побывать на этом месте в 2020 г. Но потом триединство снова проникло в христианство в виде икон троицы.

Маркс-Энгельс-Ленин
Маркс-Энгельс-Ленин

Да даже в при коммунизме существовала своя триада Маркс-Энгельс-Ленин.

«Богатыри» — картина Виктора Васнецова. Васнецов работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.
«Богатыри» — картина Виктора Васнецова. Васнецов работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.

Если идти вглубь веков, то мы увидим, что триединство выражается в структуре индоевропейских обществ. Три касты наиболее ярко выражены у индо-ариев: Брахман, Кшатрий, Вайшья, или Волхв, Воин, Крестьянин. Четвертая каста шудр появилась позже. Триединство в Индии также выражается троицей верховных богов: Брахма, Вишну, Шива. Интересно, что у Скифов тоже было трехчастное общество, что выражено в легенде о создании народа, символами которого были чаша (волхв), секира (воин), плуг (земледелец).

Масонский символ на казанском соборе в Спб. 1801—1811 гг.
Масонский символ на казанском соборе в Спб. 1801—1811 гг.

В современной философии концепт триединства выражен в трех логоса цивилизаций: логос Апполона, логос Диониса и логос Великой матери. Каждая цивилизация является сочетанием этих логосов в определенных пропорциях и каждый из логосов имеет свою философию, не сводимую к другим логосам.

Тримурти («три лика») — триада, объединяющая трёх главных божеств индуистского пантеона (Брахму-Создателя, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя) в единое целое, представляющее собой духовное начало — Брахмана.
Тримурти («три лика») — триада, объединяющая трёх главных божеств индуистского пантеона (Брахму-Создателя, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя) в единое целое, представляющее собой духовное начало — Брахмана.

Человек — это тоже трехчастная структура Материя-Душа-Дух. Материальное время линейно и неумолимо движется вперед. Время Души циклично, потому что душа - это дыхание жизни. Дух же способен пребывать вне времени порождая его как следствие акта творения.

Окуневская культура в Хакассии, (II тыс. до н. э.)
Окуневская культура в Хакассии, (II тыс. до н. э.)

На биологическом уровне триединство представлено в способности цветового восприятия, ведь весь цветовой спектр воспринимают всего три фоторецепторные колбочки RGB: красный, зеленый, синий. На уровне физических законов, в теории элементарных частиц принято считать, что все протоны и нейтроны, из которых состоит вся видимая материя, в свою очередь состоят из комбинации трех кварков. При этом зарегистрировать отдельные кварки невозможно в принципе, так как существовать они могут только в составе группы как единое и неделимое целое. Это очень похоже на божественное триединство, только в физике.

Пермский звериный стиль, 8-9 вв. Трехликая крылатая богиня стоит на ящере.
Пермский звериный стиль, 8-9 вв. Трехликая крылатая богиня стоит на ящере.

Во времена Сергия Радонежского именно троица стала олицетворением надежды на спасение, на возрождение Руси. Что же сейчас способно стать таким островком надежды во время жестких личных границ и социального дистанцирования?

Если вдуматься, то новым гербом Российской Федерации мог бы стать трехглавый орел или трехглавый дракон. Орел Римской Империи введеный в обиход Юлием Цезарем означал принадлежность власти к Юпитеру. Двуглавый орел династии Палеологов достался им от Хеттов, впоследствии был введен Иваном третим в 1472 г. после женитьбы на царевне Софии, наследницы рода Палеологов. Такие же двуглавые орлы можно встретить и на гербах других государств. Но был и момент во времена Алексея Михайловича, в 1654 г после присоединения Украины, когда орел изобразили трехглавым. Это также имеет сходство с другим былинным персонажем - змеем горынычем и является символом более близким к миссии третьего Рима. Почему бы и нет?

Читайте также: