Этноmix
10 068 subscribers

Почему ель на новый год и на похоронах?

141 full read

Ель — дерево предков

Благоговейное отношение к вечнозеленой хвое зелени известно с древнейших времен. В похоронных ритуалах особое предпочтение обычно отдавалось вечнозеленым растениям: сосне, ели, можжевельнику, кипарису и другим, поскольку, согласно бытовавшим верованиям, наполненность вечной силой проявляется в них в большей степени, чем у опадающих на зиму лиственных.

Кладбище в Кенозерье, Архангельская область
Кладбище в Кенозерье, Архангельская область

Величественные священные рощи... Тишина, полумрак, покой. Старые покосившиеся кресты на могилах. Толстые, в несколько обхватов ели — реликтовые остатки лесов далекого прошлого. Поэтический образ «печальных хвойных деревьев» мы находим в творчестве замечательного певца крестьянской Руси Николая Клюева:

Есть две страны: одна — Больница,
Другая — Кладбище, меж них
Печальных сосен вереницы,
Угрюмых пихт и верб седых...

Вечнозеленые — вечноживущие... В древней Греции ель была священным деревом Артемиды, у кельтов, хантов, вотяков, удмуртов и многих других народов елям поклонялись и приносили жертвы. Вместе с тем елям приписывалась смертная символика: это было «похоронное дерево».

Известно, что в Карелии иконы для кладбищенских часовен писались исключительно на досках хвойных пород — еловых и сосновых. Это же явление отмечается и в Сибири — народные иконы там также писались на ели. Выбор еловой или сосновой доски для этих икон — не случаен. Хвойные — ель, сосна, лиственница, кедр, можжевельник — деревья, связанны с миром предков, с древнейших времен.

С глубокой древности у кельтов, славяно-германскиx и финно-угорских народов такие вечнозеленые деревья как ель, сосна, можжевельник, кедр, пихта, лиственница символизировали вечную жизнь, бессмертие, были вместилищем сакральной жизненной силы, имели культовое значение.

Еще Плиний Старший называл ель «похоронным деревом». Здесь мы имеем магию подобия: как эти породы вечнозеленые, так же и души умерших — вечноживущие.

Если обратиться к истории Древнего мира, то мы обнаружим там единственную страну, где кедр использовался практически повсеместно – это Египет. Из дерева кедра изготавливалась царская мебель, предметы культа, а кедровое масло использовалось при бальзамировании и других ритуальных целях.

Сакральный аспект кедра, как «дерева жизни», также хорошо известен из Египта. Согласно одному из мифов об Исиде и Осирисе, Сет убил своего брата Осириса, замуровал его в сундук и выбросил в воды Нила. Сундук выплыл в море, его подхватили волны и вынесли на берег у города Библа. Под сундуком начало расти дерево, и в итоге сундук оказался вросшим в ствол кедра, где его и нашла Исида.

Гильгамеш и священный кедр
Гильгамеш и священный кедр

Считалось, что место это находилось в Ливане с которым также связыны легенды о Гильгамеше и библейские рассказы, в которых рассказывается что дворцы Давида и Соломона, Иерусалимский храм строились из ливанского кедра.

В древнейшем художественном произведении, созданным древними шумерами, до 2800 г д.н.э. и дошедшей до нас говорится о походе царя Урука Гильгамеша на гору Бессмертных в Ливане, где великан Хубаба охранял рощу священных кедров, посвященных Великой Матери.

В ряде религий сосна была деревом богов: Зевса, Диониса, Одина, Мардука.

В древнем Риме еловая и сосновая шишки была символом плодородия и огня жизни. Этот симаол перешел в католичестве, поэтому папский дворец в Ватикане украшают огромные сосновые шишки.

Сосновая шишка в Ватикане
Сосновая шишка в Ватикане

У карел и финнов известен такой обычай, как рубить карсикко — особым образом обрубать сучья у хвойного дерева, ели или сосны. Карсикко делали в связи с важными жизненными ситуациями, такие как свадьба, удача на охоте, смерть почитаемого человека. Каждый раз особым образом обрубались ветви сосны или ели, иногда делались особые знаки на стволе. К этим деревьям приносили жертвы, они выступали как «Духи - хозяева», «охранители», «помощники», «посредники. Ветви ели наделялись также особыми «жизненными силами».

До сих сохранился обычай устилать еловыми лапками пол помещения, в котором прощаются с умершим, дорогу, по которой несут гроб. Удмурты еловыми ветками стегали друг друга, возвращаясь с кладбища, чтобы воспрепятствовать духам следовать за живыми к дому.

Еловые ветви на позоронах
Еловые ветви на позоронах

В Карелии, зеленые хвойные ветки бросали в подол молодой хозяйке, что должно способствовать семейному счастью и рождению детей. Хвойную ветку, украшенную лентами, возили в санях с чучелом масленицы, или в дровнях возили еловое дерево в праздник масленицы.

Как ель стала новогодним деревом

В кельтском друидическом календаре ели посвящён день 23 декабря, когда согласно кельтской традиции, рождается божественное дитя, воплощающее дух плодородия. Рождественская ель символизирует начало годового цикла и жизни в целом.

Ель у древних кельтов, и не только у них, почиталась за дерево, наделенное магическим смыслом. Она вечнозеленое дерево, а значит, не поддающееся никаким разрушительным силам. Именно поэтому ель считалась обиталищем лесного божества, дружба с которым для зависящих от “благосклонности” леса людей была очень важна. Дух жил в самой старой и могучей ели. Перед ней собирались в период зимнего солнцестояния древние, дабы задобрить духа. Задабривать в старину умели только одним способом - принесением жертв.

Ели и сосны, фото автора
Ели и сосны, фото автора

Внутренности убитых жертв развешивались на ветвях ели, а сама она обмазывалась кровью. Это были прообразы современных елочных игрушек. Впоследствии магические ритуалы изменились. Вполне вероятно, что рождественская ель появилась в результате переосмысления древних ритуалов Йоля в новой христианской трактовке.

Убийства заменили на украшения дарами - яблоками, кусками хлеба, и т.д. Ель украшали свечами и цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались новогодние обряды. Божество не просто задабривали, но и “намекали” на блага, которые празднующие хотели получить в новом году. Вначале рубить живое дерево было запрещено, позволялось только срезать ветки.

Почему ель на новый год и на похоронах?

Но со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажжённые свечки, на него вешали яблоки и сладости. После крещения германских народов все эти обычаи и обряды начали постепенно приобретать христианский смысл, и ёлочки, устанавливаемые в домах, стали частью атмосферы сочельника.

До сих пор продолжаются споры, где и когда была впервые документально зафиксирована установка рождественской ёлки. Достоверно известно, что при Мартине Буцере на Рождество 1539 года дерево с украшениями было поставлено в Страсбургском соборе.

Как елка прижилась на новый год в России

В 1682 году власть перешла в руки к молодому царю-реформатору Петру I, и жизнь в стране начала кардинальным образом меняться. Преобразования Петра затронули и Новый год. С жадностью перенимавший опыт иностранных соседей, Петр решил и праздники отмечать на европейский манер.

Почему ель на новый год и на похоронах?

20 декабря 1699 года вышел царский указ, который предписывал отмечать Новый год так, как это делают в Европе. Празднование было перенесено на 1 января. Свое решение Петр мотивировал тем, что многие европейские христианские страны «согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира».

Почему ель на новый год и на похоронах?

По приказу Петра I россияне стали украшать дома и большие проезжие улицы ветками сосны, ели и можжевельника в соответствии с образцами, выставленными в Гостином дворе. В знак веселья всем полагалось поздравлять друг друга с Новым годом и наступлением нового столетия. На Красной площади устроили праздничные салюты и фейерверки, а москвичам было велено палить из мушкетов и запускать возле домов ракеты. В полночь император вышел на Красную площадь с факелом в руках и самолично запустил в небо первую ракету.

Елочный базар в царской России
Елочный базар в царской России

То что традиция нового года и новогодней ели прижилась на Руси довольно быстро, объясняется и тем, что Новый год наложился на другой праздник, любимый на Руси еще со времен язычества — Колядки. А сама ель, как говорилось ранее почиталась как дерево предков еще с древних времен. Поэтому веселые гуляния, колядки, проделки ряженых, катание на санях, гадания и хороводы — все это отлично вписалось в обряд встречи Нового года. С тех пор этот праздник прочно закрепился в российском календаре и дожил до наших дней.

Советский период

Во время Первой мировой войны с рождественскими ёлками пытались бороться наиболее консервативные представители духовенства — из-за немецких корней обычая. Однако широкой поддержки это начинание не встретило.

После революции за рождественские традиции взялась новая советская власть. В 1929 году Рождество, как и остальные православные праздники, становится обычным рабочим днём (до этого они носили признаваемый государством статус «особых дней отдыха»).

Почему ель на новый год и на похоронах?

Удары по Рождеству рикошетом «били» и по Новому году, также лишенному статуса выходного дня. Ведь для выросших в царской России людей Новый год был не светским всенародным праздником, а своего рода «спутником» Рождества Христова.

Украшать дом хвойным изделием стало «политически некорректным». Наиболее убеждённые члены партии и комсомольцы специально ходили в рождественские дни по домам: смотреть, не поставил ли кто ёлку, не празднует ли кто де-факто запрещённый праздник.

Елка в блокадном Ленинграде
Елка в блокадном Ленинграде

Архитектором советского «новогоднего ренессанса» принято считать крупного партийного деятеля, кандидата в члены политбюро Павла Постышева. В декабре 1935 года газета «Правда» опубликовала его статью, посвящённую проблемам празднования Нового года. Автор вспоминал о «старых ёлках» для «детей чиновников и буржуазии», за которыми «смотрели через окно» их ровесники из рабочих семей. Постышев гневно задавался вопросом: а почему сейчас, «в Советской стране», дети трудящихся лишены такого удовольствия?

Постышев вошёл в историю не только как один из проводников «раскулачивания» на Украине, но и как застрельщик сталинского «большого террора». В своём материале партиец писал: «Не иначе как „левые“ загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею». Это было выпадом против членов бывшей «левой оппозиции», последователей Льва Троцкого, которые станут первыми жертвами «чисток» конца 1930-х годов.

Советская елка в Кремле
Советская елка в Кремле

После Великой Отечественной войны «восстановили в правах» и сам день 1 января стал официальным выходным днём. 2 января объявили выходным лишь в 1992-м, а привычные «новогодние каникулы» появились уже в «нулевые» годы. Таким образом, Новый год стал главным праздником россиян, а новогодняя ель - его символ.

Читайте также: