Этноmix
10 111 subscribers

Почему новый год празднуют 1-го января

393 full reads

Новый год 1-го января празднуют миллиарды людей на планете. Неизменными атрибутами любимого и долгожданного праздника являются украшенная елка, бокалы с шампанским, салат оливье, поздравление президента, бой курантов и, конечно, ожидание чуда. А почему год начинается с января, а не с какого-то другого месяца?

В древнем мире практически повсеместно новый год приходился на день весеннего равноденствия или совпадал с праздником первой борозды, когда природа пробуждалась и обновлялась. Такими праздниками являлась
Масленица, Пасха, Новруз, Холи в Индии, праздники первой борозды в Древнем Египте и Китае. Об этой единой древней традиции читайте тут >

Так почему же новый год стали праздновать зимой, когда природа замирает и остается ждать возрождения природы? Оказывается эта традиция связана с римской империей и этрусками, у которых римляне переняли календарь и множество других традиций.

Календарь этрусков

Месяц этрусков, как и в раннем Риме, был лунным, то есть соответствовал промежутку времени между двумя новолуниями. Причем день у этрусков считался от полудня до полудня, то есть точки Солнечного зенита. Неделя в Этрурии, как и ноны в древнем Риме, состояли из девяти дней, причем на девятый, ярмарочный день, этрусские цари давали аудиенции, и каждый имел право прийти и проконсультироваться с ними о своих личных делах.

Город мертвых этруссков
Город мертвых этруссков

Год этрусков состоял из 10 месяцев. Названия первых 5 месяцев происходили от имён богов этрусков. Например, название месяца «июнь» дано в честь этрусской богини Юно, которую римляне назвали Юноной. Названия последних 5 месяцев повторяют наименования цифр от 6 до 10. Этим объясняется то, почему последний месяц, декабрь, означает не «двенадцатый», а «десятый», а сентябрь означает «седьмой». Когда начинался год этрусков, существуют два предположения:

  1. Первая гипотеза предполагает, что календарь этрусков был солнечный и тогда год начинался в марте, при этом получается что каждый месяц состоял из 36 дней, то есть четырех этрусских недель, а год состоял из 360 дней и 5 добавочных.
  2. Вторая гипотеза предполагает, что календарь был лунным, каждый месяц высчитывался по лунному циклу. В этом случае год начинался с любого месяца, который приходился на начало весны. Во всяком случае такое положение дел по всей видимости было в Древнем Риме. По свидетельству Цензорина, римский год состоял только из 10 месяцев и содержал 304 дня.
Богиня Нортия, 300 г д.н.э.
Богиня Нортия, 300 г д.н.э.

Этруски каждый вбивали гвоздь с золотой шляпкой в стену храма богини Норции в Вольсиниях, эта церемония символизировала неотвратимое свершение судьбы. Гвоздь являлся символом появления на небе новой звезды. Стена храма ассоциировалась со звездным небом. Забиваемые гвозди указывали на срок существования народа, и на то количество лет, которое ему боги еще отвели для жизни на земле, на неотвратимость рока.

Согласно учению гаруспиков, этрусский народ должен был просуществовать десять веков начиная с 968 года д. н.э., причем каждый век имел переменчивую длительность и порой достигал 119 или 123 лет. Конец века распознавался по определенному чуду.

Римляне переняли эту традицию и перенесли его в храм Юпитера Капитолийского. В Римской мифологии одной из центральных тем был путь героя и неотвратимость рока. Таким образом, новый год изначально символизировал предстояние перед неотвратимостью своей судьбы.

Этрусский «Саркофаг супругов» из некрополя Бандитачча в Черветери, VI век до н. э.
Этрусский «Саркофаг супругов» из некрополя Бандитачча в Черветери, VI век до н. э.

Римский календарь

В 715 г. до н. э. по результатам птицегадания, из сабинского города Кур жрецы призвали Нума Помпилия на римское царство, таким образом он стал вторым римским царем после легендарного Ромула. Само название города Кур указывает на очень древнюю религиозную традицию птичьего бога, которая существовала в Месопотамии еще со времен Шумера. С древних времен петух (gallus на латыне) был предвестником восхода солнца, поэтому его часто ассоциировали со светом восходящего светила и был связан с богами света и небесного огня — Авророй, Гелиосом, Митрой, Ахурамаздой. В Древнем Риме петуха широко использовали при гаданиях и предсказании погоды.

Нума Помпилий 715-673 гг д.н.э.
Нума Помпилий 715-673 гг д.н.э.

Нума Помпилий, произвел религиозную и календарную реформу римского календаря и к календарному году было добавлено еще два месяца: одиннадцатый и двенадцатый.

Одиннадцатый месяц был назван январем (Januarius) — в честь двуликого бога Януса, у которого одно лицо было обращено вперед, а другое — назад: он мог одновременно созерцать прошедшее и предвидеть будущее.

Янус — двуликий бог, который у древних римлян изначально был богом-демиургом. Затем уступил место верховного божества Юпитеру под влиянием этрусков. Почитался как божество всех начинаний, дверей, входов и выходов, в связи с чем получил атрибуты сторожа — ключи и посох, дабы отгонять непрошеных гостей. Ключ и посох в дальнейшем стали символом папы римского. По одной версии отцом Януса был бог времени Сатурн, по другой версии бог неба Уран. Матерью Януса считалась Геката, богиня ночи, магии и колдовства и лунного света.

Янус — двуликий бог
Янус — двуликий бог

Нума Помпилий построил в Риме храм Януса. Его должны были открывать на время войны и закрывать по заключении мира. За всё время его существования, учитывая особенности истории Древнего Рима, храм закрывали менее десяти раз.

Изображение храма Януса на монете времён Нерона
Изображение храма Януса на монете времён Нерона

Название двенадцатого месяца, февраля, происходит от этрусского бога подземного мира, где обитают души умерших, Фебрууса. Позже эту функцию в римском пантеоне стал выполнять Плутон, а Фебруус стал богом очищения, чей праздник ежегодно отмечался 15 февраля. Эти обряды совпадали по времени с Луперкалиями, празднеством в честь бога Фавна. Из-за этого совпадения, два бога (Фавн и Фебруус) часто рассматривались как один персонаж, дублируя двуликость Януса в новом ключе. Ведь Фавн был божеством плодородия, в то время как Фебруус божеством загробного мира.

Довольно странное совпадение, что Апполона также называли Фебом, в смысле «лучезарный», «сияющий», что вероятно связано с древними обрядами очищения.

Хаотичность римского календаря

Очень любопытна история распределения дней по месяцам.  Первоначально год римского календаря, как уже говорилось, состоял из 304 дней, в котором месяца были по 30 или 31 день. Но суеверные римляне считали, что нечетные числа счастливее четных, и потому прибавили от шести месяцев, состоявших раньше из 30 дней отняли по одному дню. Из оставшихся дней были образованы месяцы январь, содержавший 29 дней, и февраль, получивший 28 дней. Таким образом, древнеримский календарь содержал 355 дней и делился на 12 месяцев.

Римский календарный год короче тропического более чем на 10 дней. Из-за этого календарные числа с каждым годом все менее соответствовали явлениям природы. Чтобы устранить такую неправильность, каждые два года между 23 и 24 февраля вставлялся добавочный месяц, так называемый мерцедоний, который содержал попеременно то 22, то 23 дня.

Древнеримский календа
Древнеримский календа

Таким образом, каждое четырехлетие состояло из двух простых годов и двух удлиненных. Чтобы ликвидировать расхождение между календарными числами и явлениями природы, приходилось время от времени прибегать к увеличению или уменьшению продолжительности добавочных месяцев.

Право изменять продолжительность добавочных месяцев принадлежало жрецам (понтификам), во главе которых стоял верховный жрец (Pontifex Maximus). Они часто злоупотребляли своей властью, произвольно удлиняя или укорачивая год. По свидетельству Цицерона, жрецы, пользуясь предоставленной им властью, удлиняли сроки общественных должностей для своих друзей или для лиц, подкупивших их, и укорачивали сроки для своих врагов. Время уплаты различных налогов и выполнения других обязательств также зависело от произвола жреца. Ко всему этому началась путаница в проведении праздников. Так, праздник жатвы иногда приходилось отмечать не летом, а зимой.

Юлианский календарь

Хаотичность римского календаря создавала такие большие неудобства, что неотложная реформа его превратилась в острую социальную проблему. Такая реформа была проведена в 46 г. до н. э., Юлием Цезарем за два года до своей гибели от рук заговорщиков. К этому времени он побывал в Египте, центре древней науки и культуры и познакомился с особенностями календаря египтян. Именно этот календарь с поправкой Канопского декрета (см. далее) Юлий Цезарь решил ввести в Риме. Создание нового календаря он поручил группе александрийских астрономов во главе с Созигеном.

Гай Юлий Цезарь (100 — 44 гг д.н.э.)
Гай Юлий Цезарь (100 — 44 гг д.н.э.)

Сущность реформы состояла в том, что в основу календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами. Средняя продолжительность года устанавливалась в 365,25 дней, что в соответствовало известной в то время длине тропического года. Чтобы начало календарного года всегда приходилось на одно и то же число, а также на одно и то же время суток, приняли решение в течение трех лет считать в каждом году до 365 дней, а в четвертом 366. Этот последний год был назван високосным. Правда, Созиген должен был знать, что греческий астроном Гиппарх примерно за 75 лет до реформы, намеченной Юлием Цезарем, установил, что продолжительность тропического года составляет не 365,25дней, а несколько меньше, но он, вероятно, посчитал это различие несущественным и потому пренебрег им.

Древнеегипетский сотический календарь в гробнице Сененмута
Древнеегипетский сотический календарь в гробнице Сененмута

Интересно, что в Древнем Египте на протяжении 4-ъ тысячелетий календарь состоял из 365 дней. Поэтому, года египетский Новый год опережал на 1 день, и только через 1460 лет (цикл «Сотис») он снова приходился на день «восхода» звезды Сириус, считавшийся началом года. При Птолемеях в 238 году до н. э.,была проведена реформа — введение каждые четыре года високосного года, известная как известность как Канопский декрет.

Созиген разделил год на 12 месяцев, за которыми сохранил их древние названия: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, квинтилис, секстилис, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Месяц мерцедоний был исключен из календаря. За первый месяц года был принят январь, так как уже с 153 г. до н. э. вновь избранные римские консулы вступали в свою должность с 1 января. Было упорядочено также число дней в месяцах: все нечетные месяцы имели по 31 дню, а четные — по 30. Только февраль простого года содержал 29 дней.

В благодарность Юлию Цезарю за упорядочение календаря и его военные заслуги сенат, по предложению римского политического деятеля Марка Антония, в 44 г. до н. э. переименовал месяц квинтилис, в котором родился Цезарь, в июль (Julius).

Реформа императора Августа

Счет по новому календарю, получившему название юлианского, начался с 1 января 45 г. до н. э. Как раз в этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния.

Членам высшей жреческой коллегии в Риме — понтификам было поручено следить за правильностью счисления времени, однако, не поняв сущности реформы Созигена, они почему-то производили вставку високосных дней не через три года на четвертый, а через два на третий. Из-за этой ошибки календарный счет вновь был запутан.

Ошибку обнаружили только в 8 г. до н. э. во времена преемника Цезаря, императора Августа, который произвел новую реформу и уничтожил накопившуюся ошибку.

Император Август (63 г. до н. э.-14 г.н. э.)
Император Август (63 г. до н. э.-14 г.н. э.)

Тогда же сенат принял решение переименовать месяц секстилис (шестой) в август — в честь императора Августа, в благодарность за исправление юлианского календаря и большие военные победы, одержанные им в этом месяце. Но в секстилисе было всего 30 дней. Сенат посчитал неудобным оставить в месяце, посвященном Августу, меньше дней, чем в месяце, посвященном Юлию Цезарю, тем более что число 30, как четное, считалось несчастливым. Тогда от февраля был отнят еще один день и добавлен к секстилису — августу. Так февраль остался с 28 или 29 днями. Но теперь получилось, что три месяца подряд (июль, август и сентябрь) имеют по 31 дню. Это опять не устраивало суеверных римлян. Тогда решили один день сентября перенести на октябрь. Одновременно один день ноября перенесли на декабрь. Эти нововведения совсем разрушили правильное чередование длинных и коротких месяцев, созданное Созигеном.

Историки указывают, что императоры Тиберии, Нерон и Коммод пытались три последующих месяца назвать своими именами, но их попытки не удались.

Почему год високосный?

Выражение «високосный год» связано с происхождением юлианского календаря и своеобразным счетом дней, применявшимся древними римлянами. При реформе календаря Юлий Цезарь не решался поместить добавочный день в високосном году после 28 февраля, а спрятал его там, где раньше располагался мерцедоний, т. е. между 23 и 24 февраля. Поэтому 24 февраля повторялось дважды.

Но вместо «24 февраля» римляне говорили «шестой день до мартовских календ». По-латыни шестое число называется «секстус», а «еще раз шестое» — «биссекстус». Поэтому год, содержащий в феврале лишний день, назывался «биссекстилис». Русские же, услышав это слово от византийских греков, произносивших «б» как «в» превратили его в «високос».

Високосный 2020-ый год
Високосный 2020-ый год

Сатурналии как прообраз нового года

Прообразом современного нового года можно считать праздник Сатурналий. В древнем Риме праздник Сатурналий проводился ежегодно 17 декабря — время, когда приходили к концу земледельческие работы и все стремились к отдыху и веселью в связи с окончанием жатвы. В чем-то это было похоже на славянские Колядки. Во время сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обычного труда, получали разрешение есть за общим столом в одежде господ и даже принимали от них услуги. В этом смысле сатурналии были предшественником средневековых карнавалов, во время которых происходила очень похожая временная смена социальных статусов.

Изображение празднования Сатурналий на гравюре XIX в.
Изображение празднования Сатурналий на гравюре XIX в.

В семьях день начинался с жертвоприношения, когда закалывали свинью и проходил в веселье. У римлян был обычай дарить на Сатурналии подарки друг другу. Правда, исключительно мужчинам, подарки женщинам дарили во время другого праздника, отмечавшегося в марте — Матроналий. Праздничные развлечения продолжались до 5-7 дней.

Когда в Римской Империи стало распространяться христианство, с IV века н. э. Сатурналии были приурочены к празднованию Рождества, как и праздновавшийся в эти же дни Sol invictus — праздник Солнца и зимнего солнцестояния.

Впоследствии многие обычаи и традиции Сатурналий, такие как праздничное пиршество и дарение подарков, перешли и в христианские новогодние Святки: от Рождества до Крещения. Вместо того чтобы бороться с языческими традициями, церковь предпочла интегрировать весёлое отмечание окончания года и начала нового в свою систему праздников.

Праздник рождества Христова и новый год

День зимнего солнцестояния, 25 декабря в Риме был праздником непобедимого Солнца. Однако, уже к моменту повсеместного закрепления церковного празднования Рождества Христова на 25 декабря в IV веке, из-за неточности юлианского календаря, день зимнего солнцестояния за прошедшие четыре столетия сместился уже на три дня и стал приходиться уже не на 25 декабря, а на 22 декабря. Таким образом, праздник рождества Христова хотя и связан с днем зимнего солнцестояния, оказался оторван от астрономического события. А на Руси из-за сдвигов в Юлианском календаре оказался и вовсе отодвинут на 7 января.

Однако образ христа-младенца, оказался связан с образом нарождающегося Солнца и новым годом. Одним из урашений новогодней ели стали игрушки в образе младенца.

Новый год на Руси

Первоначально Новолетие было связано с сельскохозяйственным календарем и днем весеннего равноденствия. С приходом на Русь христианства празднование стали переносить то на Пасху, то на 1 сентября — по аналогии с Византией. Одним словом, четко установленной даты праздник долгое время не имел.

Славянский новый год весной
Славянский новый год весной

Точку в новогоднем вопросе поставил великий князь Московский Иоанн III. В 1492 году он окончательно постановил считать началом года 1 сентября — в соответствии с церковным календарем. Конечно, никаких елей тогда еще не наряжали, традиции были иными. В этот день было велено платить дань, пошлины и различные оброки. Также для многих это был шанс лично встретиться с государем и попросить его о милости: накануне Нового года царь принимал у себя всех желающих — от бояр до простолюдинов, и каждый мог обратиться к нему с просьбой.

Кремль времен Ивана III
Кремль времен Ивана III

В Кремле в честь Новолетия проходили пышные торжества. Они назывались «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Основная церемония начиналась около 9 часов утра на соборной площади Кремля. По большому помосту, покрытому персидскими и турецкими коврами, в праздничном облачении проходили царь и патриарх в сопровождении духовенства. Начиналась служба, после которой патриарх обращался к царю со «здравственной» речью. После окончания действа царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь.

Реформа Петра I

В 1682 году власть перешла в руки к молодому царю-реформатору Петру I, и жизнь в стране начала кардинальным образом меняться. Преобразования Петра затронули и Новый год. С жадностью перенимавший опыт иностранных соседей, Петр решил и праздники отмечать на европейский манер.

Почему новый год празднуют 1-го января

20 декабря 1699 года вышел царский указ, который предписывал отмечать Новый год так, как это делают в Европе. Празднование было перенесено на 1 января. Свое решение Петр мотивировал тем, что многие европейские христианские страны «согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира». Однако, хотя 1700 году большинство европейских государств уже перешли на григорианский календарь, Петр I ориентировался на Англию, где все еще сохранялся юлианский каландарь, поэтому Россия отпраздновала наступление нового столетия на 10 дней позже, чем ее западные соседи.

Почему новый год празднуют 1-го января

По приказу Петра I россияне стали украшать дома и большие проезжие улицы ветками сосны, ели и можжевельника в соответствии с образцами, выставленными в Гостином дворе. В знак веселья всем полагалось поздравлять друг друга с Новым годом и наступлением нового столетия. На Красной площади устроили праздничные салюты и фейерверки, а москвичам было велено палить из мушкетов и запускать возле домов ракеты. В полночь император вышел на Красную площадь с факелом в руках и самолично запустил в небо первую ракету.

Колядки на Руси
Колядки на Руси

Труды Петра I по внедрению нового праздника не оказались пустыми. Наступление нового года стала регулярно праздновать европеизированная знать, собираясь на балах-маскарадах по западному образцу. А у крестьян из разных регионов России сложился обычай «Васильева вечера», справляемого каждый последний вечер уходящего года. «Васильевым» его называли потому, что на 1 января по юлианскому календарю приходится день памяти православного святого Василия Великого. Во многих областях центральной России этот праздник известен как Овсень, у болгар - это Сурва.

Сурва в Болгарии
Сурва в Болгарии

То что традиция нового года прижилась на Руси довольно быстро, объясняется и тем, что Новый год наложился на другой праздник, любимый на Руси еще со времен язычества — Колядки, на которые церковь наложила зимние Святки. Поэтому веселые гуляния, колядки, проделки ряженых, катание на санях, гадания и хороводы — все это отлично вписалось в обряд встречи Нового года. С тех пор этот праздник прочно закрепился в российском календаре и дожил до наших дней.

Происхождение колядок до сих пор вызывает массу вопросов. Кто-то считает, что это древний праздник, возникший у предков славян. Макс Фасмер считал, что слово «Коляда» представляет собой заимствование из латыни (calendae «календы, первый день месяца»). Возможно, это более древний индоевропейский корень. В этом случае совпадение римских Сатурналий и Колядок носит более глубинный характер.

Почему новый год празднуют 1-го января

Неотъемлемым атрибутом празднования является звезда на шесте. Но эта звезда, возможно, появилась позже — после того как вместо чествования Коляды было введено празднование Рождества Христова как символ Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Иисуса Христа.

Советский период

Дореволюционная традиция празднования Нового года и Рождества долгое время не знала персонажа, аналогичного западному Санта-Клаусу. Только на рубеже 19-20 веков участником рождественских ёлок начинает становиться Дед Мороз. По всей видимости, этот образ скорее основан на Морозе Ивановиче из «Сказок дедушки Иринея» полузабытого ныне писателя пушкинской эпохи Владимира Одоевского, чем на сказочном фольклоре восточных славян.

Во время Первой мировой войны с рождественскими ёлками пытались бороться наиболее консервативные представители духовенства — из-за немецких корней обычая. Однако широкой поддержки это начинание не встретило.

После революции за рождественские традиции взялась новая советская власть. В 1929 году Рождество, как и остальные православные праздники, становится обычным рабочим днём (до этого они носили признаваемый государством статус «особых дней отдыха»).

Почему новый год празднуют 1-го января

Удары по Рождеству рикошетом «били» и по Новому году, также лишенному статуса выходного дня. Ведь для выросших в царской России людей Новый год был не светским всенародным праздником, а своего рода «спутником» Рождества Христова.

Украшать дом хвойным изделием стало «политически некорректным». Наиболее убеждённые члены партии и комсомольцы специально ходили в рождественские дни по домам: смотреть, не поставил ли кто ёлку, не празднует ли кто де-факто запрещённый праздник.

Елка в блокадном Ленинграде
Елка в блокадном Ленинграде

Архитектором советского «новогоднего ренессанса» принято считать крупного партийного деятеля, кандидата в члены политбюро Павла Постышева. В декабре 1935 года газета «Правда» опубликовала его статью, посвящённую проблемам празднования Нового года. Автор вспоминал о «старых ёлках» для «детей чиновников и буржуазии», за которыми «смотрели через окно» их ровесники из рабочих семей. Постышев гневно задавался вопросом: а почему сейчас, «в Советской стране», дети трудящихся лишены такого удовольствия?

Постышев вошёл в историю не только как один из проводников «раскулачивания» на Украине, но и как застрельщик сталинского «большого террора». В своём материале партиец писал: «Не иначе как „левые“ загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею». Это было выпадом против членов бывшей «левой оппозиции», последователей Льва Троцкого, которые станут первыми жертвами «чисток» конца 1930-х годов.

Советская елка в Кремле
Советская елка в Кремле

После Великой Отечественной войны «восстановили в правах» и сам день 1 января — он стал официальным выходным днём. 2 января объявили выходным лишь в 1992-м, а привычные «новогодние каникулы» появились уже в «нулевые» годы. А в 2020 г впервые выходным днем объявлен 31 декабря. Гулять так гулять!

На видео ниже смотрите историю того, как появилась традиция новогоднего поздравления президентов по телевизору.

Заключение

Подводя итоги, раньше практически повсеместно в основе Нового года лежал весенний праздник обновления природы, день весеннего солнцестояния, когда праздновали Пасху, Масляницу, Навруз, Холи и другие праздники. Но с течением времени под влиянием этрусской и Римской мифологии новогодний праздник 1-го января стал нести архетипы неумолимого времени, Сатурна и древней богини ночи Гекаты, чьим сыном стал Янус-январь.

Предшественником новогоднего празднества стали римские Сатурналии, которые как ни странно очень напоминали русскую Коляду. Даже название Коляда похоже на римское слово календулы. В Христианстве же праздник нового года связали с Рождеством Христовым. Таким образом, этот праздник носит многослойный, сложный характер. В настоящее время является главным праздником Россиян, каждый год ожидающих очередного чуда и длинных выходных.

Читайте также: