Тенгри — бог вечного неба

20 August 2020
3k full reads
6,5 min.
6,4k story viewsUnique page visitors
3k read the story to the endThat's 47% of the total page views
6,5 minutes — average reading time

Тенгрианство как государственная религия тюрков сформировалась к 6-му веку и включила в себя более ранний народную религию шаманизма. Как известно, в шаманизме мир делится на верхний, средний и нижний, но именно в тенгрианстве верховный бог ассоциируется с верхним миром. Впоследствии тенгрианство стало религией монгольской империи.

Тенгрианский храм в Ордосе (Внутренняя Монголия, Китай).
Тенгрианский храм в Ордосе (Внутренняя Монголия, Китай).

Термин .«Тенгри» принадлежит древнейшему мифологическому фонду народов Центральной Азии и, возможно, был представлен ещё в языке хунну (3 в. до н. э. и раньше). Его сближают с хуннуским ченли («небо»); предлагаются и более широкие параллели (кит. тянь, шумер, дингир, «небо»). Вот как звучит Тенгри на разных языках: алтайский тенгрй, тенгерй; шорский тегрй; хакасский типр, тер; тувинский дээр; чувашский тура; якутский тангара; монгольский тэнгэр; бурятский тэнгэри, тэнгри; калмыцкий тэнгер).

Слово «Тенгри», написанное орхонским письмом.
Слово «Тенгри», написанное орхонским письмом.

Представление о Тенгри складывалось на основе анимистических верований о небесном духе-хозяине, причём небо мыслилось и его непосредственным проявлением, и местом его обитания. Само название Тенгри впервые зафиксировано в китайских летописях при описании хуннов, таким образом этот культ можно считать ровесником христианства. Л. Н. Гумилёв в книге «Древние тюрки» указывает, что «Культ неба — Тенгри — зафиксирован также орхонскими надписями» на енисейском руническом письме.

Авторские фото из Монголии
Авторские фото из Монголии
Тенгри — бог вечного неба
Авторские фото из Монголии
Тенгри — бог вечного неба
Авторские фото из Монголии
Тенгри — бог вечного неба
Авторские фото из Монголии
Тенгри — бог вечного неба
Авторские фото из Монголии
Тенгри — бог вечного неба
Авторские фото из Монголии

Ключевыми принципами тенгрианства являются следующие:

  • признание трансцендентального Сущего, безличного бога как Тенгри;
  • культ матери-природы (Умай, Этуген);
  • вера в жизненную силу Кут («кудрəтлик»);
  • поклонение душам умерших предков (онгон) «аруахам», которые незримо помогают своим потомкам.

Символ Тенгрианства

Шанырак, тундюк, тооно — конструктивный элемент, увенчивающий купол юрты в виде решетчатой крестовины, вписанной в круг. Шанырак представляет собой деревянный обод c выпуклой решёткой внутри. С внешней стороны обода имеются отверстия для кровельных жердей «уук».

Тенгри — бог вечного неба
Тенгри — бог вечного неба

У казахов шанырак являлся семейной реликвией, признаком продолжения рода. Ни в коем случае его нельзя было переворачивать, ронять.Является символом тенгианства.

Казахский и монгольский шанырак
Казахский и монгольский шанырак
Тенгри — бог вечного неба
Казахский и монгольский шанырак

Тундюк изображён на государственном флаге Киргизии, на гербах Казахстана и монгольского аймака Баян-Улгий, подавляющее большинство населения в котором составляют казахи, а также на гербе Кызыла.

Тенгри — бог вечного неба
Тенгри — бог вечного неба
Тенгри — бог вечного неба
Тенгри — бог вечного неба

Умай — богиня древних тюрков

Умай — древнейшее женское божество тюркских народов, занимало второе место после Тенгри. Среди современных тюркских народов известно у алтайцев, башкир, хакасов и др.

Умай — особо высокочтимое земное женское божество, доброжелательный (байана) дух, покровительница детей и рожениц. Перед родами, охраняя роженицу и младенца, Умай располагалась у входа на левой стороне юрты, считавшейся чистой. Олицетворение женского начала отразилось и в самом имени Умай, что означало чрево матери, матку и даже отрезанную пуповину.

Тенгри — бог вечного неба
Тенгри — бог вечного неба

В честь Умай в переднем углу юрты подвешивали вместе с другими изображениями куколку, сшитую из синей материи, которую кормили кашицей, если ребёнок заболевал. Под её особой защитой находились новорождённые и дети колыбельного возраста, зыбку которых она качала, а затем оберегала ребёнка до шести лет, пока он не встанет на ноги. От неё зависела жизнь и здоровье ребёнка, так как она охраняла его от злых сил и духов.

Она не только добрый дух, но и ангел смерти, который берёт душу умирающего. Кроме того, от неё зависело плодородие.

Некоторые исследователи считают, что одно из ранних изображений Умай приведено на валуне из могильника Кудыргэ (Кудыргинский сюжет). Валун был вывезен в Ленинградский музей этнографии, где был потерян во время блокады города во вторую Мировую Войну.

Кудыргинский валун, перерисовка
Кудыргинский валун, перерисовка

Характерной чертой Умай является ее корона с тремя зубцами. Что обозначают эти зубцы достоверно неизвестно.

Бурханы и гегэны

Особым ответвлением Тенгрианства является бурзханизм, который сформировался к концу 19 в на Алтае. Бурхан — монгольское слово, соответствующее санскритскому Будда. В монгольском пантеоне бурханы - общее называние высших богов. Первые из бурханов существовали еще тогда, когда не было земли. Так же многие хорошие люди своей святой и праведной жизнью достигли того, что тоже стали Бурханами.

Ойрот — вестник Белого Бурхана, 1925, Н. Рерих.
Ойрот — вестник Белого Бурхана, 1925, Н. Рерих.

Гегэны имеют божескую власть, но, находясь на земле они имеют кое-что и человеческое и потому стоят ниже не воплощенных Бурханов. Старший из Гегэнов — Далай-Лама, младшего зовут Шухур-Лама.

Эрлик — бог подземного царства

По монгольским верованиям, в его царстве преисподнии есть все: богатство, счастье, наслаждение, удовольствие, радость, страдание, слезы, веселье, смех, музыка, пение, сказки, пляска - все что встречается в жизни человека. И праведная душа может выбрать все что ей нравится. И если Эрлик-хан посчитает что душа этого достойна, то он даст ей любимое занятие. Судит он не только людей, но и животных, так как души всех живых существ одинаковы.

Тенгри — бог вечного неба

У алтайцев Эрлик, проклятый Ульгенем, проваливается в преисподнюю или низвержен им туда. Первое время он ночами выходит из-под земли, убивает самых красивых женщин и мужчин и делает их своими работниками, но вновь изгоняется богом под землю. Однако и поныне Э. заставляет души умерших служить себе или отправляет их на землю творить зло. Он насылает болезни на людей, чтобы вынудить их к жертвоприношению. Он кровожаден: питается кровавой, красной пищей, пьёт внутреннюю лёгочную кровь. Эрлик представляется могучим старцем огромного роста, с раздвоенной бородой до колен, с взлохмаченными волосами, с закинутыми за уши чёрными закрученными усами, чёрными бровями и глазами. Он ездит на черно-лысом быке, чёрном иноходце, чёрной лодке без вёсел, имеет чёрную змею вместо плети и бобровое одеяло. Его дворец из чёрной грязи или чёрного железа стоит на берегу подземного моря Бай-Тенгис или около слияния девяти рек в одну, текущую человеческими слезами, через которую переброшен мост из конского волоса, никем не преодолимый в обратном направлении.

В бурятской мифологии Эрлен-хан не только владыка подземного мира и судья в царстве мёртвых, но и глава злых восточных ханов, или хатов. Его отец - тёмное восточное божество Гужир-тенгри; жена - Эхе Нур-хатун («госпожа мать озера»).

Виды Тенгри

Тенгри как неперсонифицированное мужское божественное начало, распоряжающееся судьбами человека, народа и государства, выступает ещё в древнетюркской мифологии. Возникший, возможно, ещё в дотюркскую эпоху, в почти неизменном виде фигурирует и у средневековых монголов (Монхе-тенгри, «вечное небо»). Позднее образ единого благодетельного, всезнающего, правосудного божественного неба (Тенгиры) в наибольшей мере сохранился у хакасов и у монголов.

Поклонение персонифицированному светлому божеству Тенгри-хану наблюдалось у западных тюрок - савиров (7 в.). Тенгри-хан мыслился огромных размеров, что, по всей вероятности, должно было отражать космические масштабы небесного бога, тождественного самому небу, а титул «хан» указывал на главенствующее положение - во вселенной или в пантеоне богов. Эти представления оказались весьма стойкими.

В монгольских шаманских текстах встречается наименование Тенгри-хан (Хан-тенгри); титул «хан» обычен для поздних ипостасей Вечного неба (Монхе-тенгри): Хан Монхе-тенгри, Хан Хисага-тенгри, Хан Атага-тенгри и др. (обладающих «огромным яшмовым телом», «множеством туч и десятком тысяч глаз»), Хотя в позднейших преданиях название «Тенгри» иногда прилагается к верховному небесному божеству, чаще оно обозначает бога вообще (также в буддийских, манихейских, мусульманских текстах); место верховного бога в шаманской мифологии у тюрок и особенно у монголов обычно занимают другие персонажи (Ульгень, Хормуста), а термин «Тенгри» закрепляется за классом небесных богов.

Храм-мавзолей Чингисхана в Ордосе (Внутренняя Монголия, Китай).
Храм-мавзолей Чингисхана в Ордосе (Внутренняя Монголия, Китай).

Так, по монгольским поверьям, Тенгри обитают на 17 небесах, в 33 царствах, каждое из которых имеет своего хана. Один из ханов является старшим и управляет всеми Тенгирами — это Хормусто-хан.

Здесь интересно отметить, что само имя старшего управителя небес Хормуста созвучно со светлым божеством Зороастризма — Ахурамазда. Каким образом зороастризм попал в Монголию это еще предстоит разгадать. Интересно, что еще в начале 20 века в Монголии сохранялись зороастрийские представления о погребальной обрядности, и это при том, что монголы зороастрийцами формально не являлись.

Родились Тенгиры от света, не солнечного и не лунного, а какого-то неизвестного людям. На землю они никогда не спускаются. Если распределение небесных богов по слоям (более характерное для тюркской мифологии) в принципе иерархично, то связь с различными областями неба (у монгольских народов) отражает дихотомию светлого и тёмного, благожелательного и демонического; есть монгольское выражение «Тенгри благой стороны» для доброго духа и «Тенгри дурной стороны» для злого гения.

Отражением ранней стадии развития подобных представлений, очевидно, является наличие «северного (заднего) Тенгри» и «южного (переднего) Тенгри» в бурятской мифологии, позднее заменившееся противопоставлением светлых (сагаан) западных и темных (хара) восточных Тенгри, на мотиве изначального родства и последующей вражды которых построено много мифологических сюжетов. Упоминание тёмных и в особенности светлых Тенгри встречается и в монгольских шаманских призываниях, в которых, однако, они не составляют контраста.

Тенгри — бог вечного неба
Тенгри — бог вечного неба
Тенгри — бог вечного неба

Множественность Тенгри у монголов выражается различными числовыми характеристиками, среди них важнейшая — 9 («9 Тенгри», «9 великих Тенгри», «9 Сульде Тенгри») и производные от неё, в первую очередь 99. В русле раннего буддийского влияния (до 16 в.) возникает представление о 33 Тенгри во главе с Хормустой — слепок с мифологического образа Индры и его окружения. В ламаистской мифологии 33 Тенгри Это: «8 главных», «II свирепых», «12 сыновей солнца», «2 юных». В монгольских шаманских призываниях они иногда продолжают осмысливаться как «33 духовных (т. е. относящихся к буддийской религии) светлых Тенгри».

Встречаются и иные количественные характеристики классов Тенгри, например «77 нижних Тенгри» со своим владыкой вечно белым Тенгри, «12 Тенгри» и др. Обычно эти числа не имеют конкретного наполнения, многие Тенгри упоминаются то как один персонаж, то как целая группа: 5 Тенгри молний, 7 Тенгри грома, 5 Тенгри входа, Тенгри 4 углов и Тенгри 8 границ, 9 Тенгри гнева и т. п.

Тенгри наделяются прозвищами, персонифицирующими различные области и проявления неба, звёзды и созвездия, направления и страны света, природные и сверхъестественные силы, человеческие чувства и страсти, отдельные части жилища и пр. Тенгри иногда называются духи огня (Отхан-Галахан), домашние духи, охотничье божество Манахан, индо-тибетские ламаистские божества (напр., Бисман-тенгри, Бурхан-тенгри, Очирвани-тенгри), чаще именуемые бурханами.

Тенгри — бог вечного неба
Тенгри — бог вечного неба

Багатур-тенгри осмысливается как защитник людей, бог храбрости, вселяющий мужество в воинов, начальник небесных войск, вооружённый стальным мечом; он столь могуч, что сокрушает скалы, а весьма сходный с ним Хисага-тенгри считается защитником души и имущества человека, дающим победу в бою, выступающим в облике вооружённого всадника.

Специфические функции божеств войны обнаруживают у Сульде-тенгри и Дайчин-тенгри. Роль громовержца, в которой чаще выступают особые категории духов, отводится также в монгольских шаманских призываниях и верховному Тенгри (обладающему «молниевым телом», «сильным ясным громовым голосом», «началом в тучах» — Атага-тенгри, Багатур-тенгри, Хисага-тенгри). В бурятской мифологии производителями грозы выступают Яшил Саган-тенгри, Сарь, Саган-тенгри и другие.

Тенгри — бог вечного неба
Тенгри — бог вечного неба
Тенгри — бог вечного неба
Тенгри — бог вечного неба

В число Тенгри входят также Охин-тенгри, божество счастливой судьбы Дзол-тенгри («удача-тенгри») и многие другие; некоторым (напр., Суль-де-тенгри, Дайчин-тенгри) посвящены особые призывания. Большинство Тенгри фигурирует лишь в общих перечнях божеств внутри обрядовых текстов и наделяется весьма широким кругом полномочий: защита от злых духов, смерти, болезней, врагов и разбойников; дарование жизненной силы людям и скоту, мира, благополучия, воинской и охотничьей удачи; покровительство семье, домашнему хозяйству, в особенности — поголовью скота; упоминаются и узкоспециализированные покровители стад яков, коз, пахотного земледелия и т. д., защитники от гадов, болезней, насекомых (Колчин-тенгри), податели телесной силы (Эльбескуй-тенгри) и красоты (Анарба-тенгри) и др.

Тенгри — бог вечного неба

Некоторые Тенгри локализуются в пространстве (Хормуста - всегда в центре неба, Хисага-тенгри - на западе и т. д.). Верховные Тенгри, включая Дархан Гуджир-тенгри и в особенности Дзаягачи-тенгри, характеризуются как демиурги (их называют «создателями всего»); ими (или по их соизволению) рождены Чингисхан, Хубилай и другие канонизированные в монгольском шаманстве государи; они (прежде всего Хормуста, но также и Будда, либо тот и другой) порождают самих Тенгри. В других вариантах верховный Тенгри не участвует в создании других Тенгри; то или иное божество появляется самостоятельно; иногда говорится о происхождении Тенгри от матери Этуген и моря. Часто употребляется по отношению к Тенгри буддийский эпитет «самовозникший». Различные Тенгри называются «возникшими, не показывая себя», «не имеющими рук и ног» (что соответствует слабой персонифицированности древнего небесного божества; это, впрочем, не мешает некоторым Тенгри иметь ряд атрибутов и внешний облик, отражённый в описаниях, в чём сказывается буддийское влияние).

Современное почитание Тенгри

В 1990-х годах у Тенгри внезапно обнаружилось множество поклонников. На протяжении 1990-х годов декларации тенгрианства звучали у казахов, киргизов (по некоторым сведениям, интерес к тенгрианству проявлял одно время президент Акаев), башкир, кумыков, склонны причислять себя к этому движению и некоторые из современных алтайских бурханистов.

Современные тенгрианцы
Современные тенгрианцы
Тенгри — бог вечного неба
Современные тенгрианцы

Тенгрианство вызывало большой интерес у сибирской интеллигенции. В настоящее время у некоторых представителей тюркских народов, исповедующих ислам, тенгрианство воспринимается как «исконная» и «традиционная» религия тюркских народов, где Тенгри не только синоним Аллаха, но и выражение коллективного духа тюркских народов.

Тенгри — бог вечного неба

Таким образом тенгрианство продолжает свою жизнь. Это своеобразная «генетическая память», в которой главным объектом поклонения потомков тюрков выступает сама природа, как олицетворение Бога, а главным человеческим качеством является умение жить в мире с ней, людьми и собой.