531 subscriber

Дизайн-мышление. На самом деле - это эмоции, а не творчество

Дизайн-мышление. На самом деле - это эмоции, а не творчество

Первое, с чем ассоциируется дизайн-мышление, - творчество.

Но разве уже не существуют такие термины, как творческий процесс и творческое мышление?

В чем разница между дизайн-мышлением и творчеством?

В основе творческого мышления - креатив. Его цель – создание чего-то кардинально нового либо меняющего представление о привычных вещах.

Дизайн-мышление отталкивается от эмпатии – способности воспринимать потребности и проблемы других людей, откликаться на них и генерировать идеи, улучшающие условия жизни, а не меняющие привычную обстановку.

Простой пример: нужно разработать дизайн костюма для грудничка. Творческое мышление «поведет» в сторону новых силуэтов, цветов, современных материалов. Дизайн-мышление заставит подумать: в чем главное неудобство обращения с этой одеждой? Ответ придет сам собой: застежки. Малыша приходится переодевать по нескольку раз в день, зачастую на улице. Снимать штанишки на холоде – значит застудить ребенка, ждать до дома – риск, что все промокнет. Поэтому лучшим решением станет не модный дизайн, а другая система раздевания/одевания, благодаря которой можно сменить памперс, всего лишь отогнув край одежды.

Такой подход гораздо эффективнее и в творчестве, и в маркетинговой деятельности, и при создании товаров и услуг, потому что дает людям то, что им нужно. А значит, делает вашу работу востребованной.

Его нельзя назвать кардинально новым, но вот четкий механизм применения был разработан совсем недавно. Сделали это ученые Стэнфордского университета, взяв за основу и развив идею Герберта Саймона, впервые упомянувшего о дизайн-мышлении в своей книге «Науки об искусственном». Они же основали Стэнфордский институт дизайна, в котором занимаются изучением дизайн-мышления.

Связь с эмоциональным интеллектом

Чтобы овладеть «механиками» дизайн-мышления, важно понимать чувства и эмоции других людей, быть эмпатичным. Все дальнейшие действия отталкиваются уже от этого.

Стэнфордский институт дизайна выделяет 5 этапов, которые нужно пройти, когда вы применяете данный подход в своей деятельности. И, если копнуть глубже, становится очевидно, что в основе большинства из них лежит именно управление эмоциями (эмоциональный интеллект):

1. Эмпатия. Вы «включаетесь» в переживания и опыт целевой аудитории, пытаетесь прочувствовать их «болевые» точки, но не с целью надавить (как это иногда принято в маркетинге), а чтобы разрешить затруднение.

2. Фокусировка. Выделяете ключевые проблемы (что лежит в основе «боли») и концентрируетесь на них, дабы не рассеивать усилия на все подряд. И здесь вновь важен уровень эмоциональной восприимчивости: он дает почувствовать, что действительно важно для человека, а что является лишь следствием глубинных проблем.

3. Генерация идей. Собрав и систематизировав всю информацию воедино, можно переходить к поиску решений. На этом этапе вы отказываетесь от критического мышления и позволяете себе «плыть» в потоке идей и ассоциаций, перенося на бумагу все, что приходит в голову, даже если вначале это кажется чудачеством. И здесь опять-таки пригодится навык управления эмоциями, умение «войти» в творческий процесс, когда это необходимо. И «выйти» из него, чтобы отсеять все лишнее и сохранить жизнеспособные варианты.

4. Прототипирование. Проверка работоспособности выдвинутых идей на практике до масштабного запуска. Вы запускаете бюджетную версию и наблюдаете за реакцией: решает ли ваша идея проблему аудитории? Причем важно распознать, где эмоциональная реакция людей вызвана именно новым решением, а не сторонними факторами. А значит – различать природу эмоций. Все тот же эмпатичный подход.

5. Тестирование. С помощью Альфа- и бета-тестов создаете ситуацию, в которой ваша идея должна сработать. Наблюдаете за результатами и получаете обратную связь.

Получается, эмоциональный интеллект – главный инструмент построения дизайн-мышления.

Когда дизайн-мышление – источник творческих проблем

Суть современного дизайн-мышления – в коммерциализации, стремлении использовать понимание потребностей и чувств для продажи товара (услуги).

При данном подходе работать над проектом – значит больше думать, чем делать.

Современным дизайн-мыслителям часто не хватает практических навыков, без которых трудно совершенствовать продукт.

Когда же вовлечение слишком глубокое - это создает риск «убить» креативность. Если в проекте задействован большой коллектив (а чаще всего так и бывает – за исключением стартапов на начальных стадиях), почти всех приходится погружать в процесс проектирования и разработки, иначе не будет эффективного взаимодействия на момент генерации идей и прототипирования (3 и 4).

Тратится уйма времени на объяснения, обсуждения, согласования, объединения гипотез – работу, не связанную с творчеством. И это мешает проявлению новаторства, основанного на внутренней мотивации (удовольствии от самого процесса).

Баланс сил

Решение «конфликта» между дизайн-мышлением и творением – в четкой иерархии. Когда существует активная группа людей, обеспечивающих связь между «креативщиками» и «аналитиками».

Первым это дает время на творчество, вторым – уже «прожеванную» информацию, которую проще применять в коммерческих целях. Главное – глубоко погрузиться в процесс посредников (коммуникаторов).

Конечно, эффекта «сломанного телефона», скорее всего, избежать не получится. Но такие проблемы решаются проще, чем отсутствие инсайтов.

Хотите овладеть главным инструментом для развития дизайн-мышления? Тогда приходите ко мне на консультацию!