Бережливый стартап: как без лишних вложений проверить идею бизнеса

16.10.2017

Борис Яровой

Почему вкладывать в тестирование прототипа выгоднее, чем в конструирование идеального продукта.

Как быстро и без лишних вложений проверить идею нового бизнеса? Этот вопрос часто задают себе топ-менеджеры крупных компаний, CEO малого и среднего бизнеса. Но особенно он актуален для начинающих предпринимателей, у которых на кону стоят не только достаточно значимые личные средства, но зачастую и уход с прежнего места работы. Крупные корпорации, типа Googlе, могут использовать в таких случаях метод «Спринт», но для малого бизнеса эта технология не подходит. Выключить из текущего процесса на неделю пять-семь специалистов может себе позволить далеко не каждый. Понятно, что для начинающего предпринимателя «Спринт» недоступен в принципе.

В этой ситуации, некоторые пытаются сделать упор на точный расчет и этапное планирования, уподобляясь центру управления полетов, запускающего звездолет. Однако, к сожалению, в условиях неопределенности, а именно в них живет любая инновация, планирование, как функция, не работает по определению. И часто можно наблюдать, как такой хорошо спланированный и задокументированный звездолет, неожиданно разваливается на первых же тестовых испытаниях, так и не увидев космос реального бизнеса.

Другие, набравшись смелости и храбрости, с криком «Ввяжемся в бой, а там разберемся!», регистрируют фирму, снимают офис, набирают сотрудников и начинают активно вести бой с конкурентами. Тут же, по ходу, они выясняют, кто есть их реальные клиенты и кто конкуренты. И это срабатывает. Но лишь иногда. Во всяком случае мировая статистика говорит, что через пять лет после создания, в живых остается только 20% бизнес-структур.

Теория бережливого стартапа

Сегодня, когда мировая экономика все больше ориентируется не на инвестиции, а на инновации, появляются бизнес-концепты, методологии, технологии позволяющие тестировать идею с минимальными затратами и сроками. Одна из таких разработок получила название Lean Startup, что переводится на русский как «бережливый стартап». В основе данного метода лежат такие управленческие парадигмы, как «бережливый подход», дизайн-мышление, модель развития потребителей, гибкая методология разработки (agile-методы). Концептуально, это выглядит так:

- На тестирование выставляется минимально жизнеспособный продукт (MVP).

- Тестирование продукта производится непосредственно на пользователях и потребителях.

- Изменения в продукт вносятся на основе анализа реакции потенциальных клиентов.

Новатор здесь уподобляется не конструктору звездолета, а водителю машины-трансформера, которая легко меняя курс, скорость и форму, должна доставить его до заветной точки платежеспособного спроса, а возможно и дальше – к операционной прибыли.

Практическая реализация метода

- Создается сайт-визитка.

- Запускается рекламная интернет-компания для целевой аудитории.

- На основании поведения целевой аудитории сайт подвергается трансформации.

- При подтверждении платежеспособного спроса формируется реальный бизнес.

Я не буду здесь подробно расписывать все этапы, остановлюсь на одном, на мой взгляд самом важном и главном – на создании сайта. И дело не в технологической сложности – создать сайт-визитку можно за пару часов. Проблема во внутренних мотивах предпринимателя. Именно на этом, первом этапе, определяется та неуловимая грань, которая показывает, для чего данный конкретный человек идет в бизнес, что и насколько для него важнее – деньги или самореализация. Является ли прибыль, и ее главные носители, клиенты, основным определяющим фактором? Или тон бизнеса прежде всего задается наличием у собственника какой-то, возможно, и неосознаваемой внутренней миссии? Именно здесь, выступая впервые в роли предпринимателя, человек демонстрирует, насколько он готов к роли партнера, и как он будет поступать дальше, в случае конфликта интересов между своими личными предпочтениями и желаниями покупателей, поставщиков, подрядчиков, персонала. Зачастую неизбежность такого конфликта проявляется при первом же общении, когда звучат такие аргументы, как «Я так хочу», «Я так сказал», «Я так вижу».

Читайте продолжение на Executive.ru