Где найти средства на развитие бизнеса

Мария Пикалова

Что должен делать собственник, если его компания – как хомут на шее? Где брать деньги? Какие функции автоматизировать? Кому делегировать ответственность?

Банки остаются самым выгодным, но и самым сложным для получения источником финансирования, если вам требуются средства для развития бизнеса. Однако сегодня предпринимателям доступны и другие альтернативы. Более того, многие компании не подозревают, что в их распоряжении находятся внутренние ресурсы. Об этом, а также об использовании современных технологий, замене ручного труда и разнообразных проблемах собственников компаний среднего размера Executive.ru побеседовал с независимым директором, управляющим партнером компании Management 911+ Сергеем Елисеевым.

Executive.ru: Сергей, с какими трудностями чаще всего приходится сталкиваться руководителям компаний среднего размера в связи с привлечением дополнительных средств на развитие бизнеса?

Сергей Елисеев: В большинстве случаев компании привлекают дополнительные средства в кредитных учреждениях, поэтому основные трудности связаны именно с ними. Чтобы получить деньги под проект развития, компания должна предоставить какое-то обеспечение, залог или гарантии. Типичная проблема – недостаточность залогов. Либо у организации физически не хватает активов под залог, либо активы не оформлены должным образом, поэтому не могут быть использованы в качестве залога. Либо цены – минимально-низкие, так как цены на недвижимость падают, а банки применяют коэффициент дисконтирования при оценке залогов. При этом нематериальные активы у нас оцениваются крайне низко или вовсе не учитываются. Компании ходят по этому кругу: если нет активов, то нет залога, а без залога невозможно взять кредит.

Executive.ru: А как же проектное финансирование?

С.Е.: Проектного финансирования в наших банках практически нет, фактически оно залоговое тоже. Проектное финансирование есть в декларациях и очень узком избранном сегменте. В последние три-четыре года рынок в большинстве сегментов либо стагнирует, либо падает. А если у компании есть сезонные или периодические убытки, это дает «убыточный баланс», что опять резко снижает шансы получить финансирование. К тому же в 99% случаев компании находятся под риском, что банк может отозвать кредит практически в любой момент и это остановит операционную деятельность предприятия. Другая проекция этого риска, хотя проявляется не слишком часто – банки планово недофинансируют заемщиков. Из реально необходимых компании 100% денег банк выдает только 70-80%.

Executive.ru: Есть ли альтернатива банкам?

С.Е.: Монополия банков на финансирование размывается, но все же медленно. Были и есть частные займы. Есть частные фонды прямых инвестиций (Private Equity – РЕ), но их активность сейчас очень избирательна. Фонд может дать на три-пять лет деньги для роста, под 30% годовых. Соответственно, вернуть придется 90-150% от привлеченной суммы. Очевидно, что таким образом можно финансировать только очень ограниченный круг проектов и на определенной стадии роста. Появился краудфандинг – сбор средств у широкого (неограниченного) круга лиц, в основном через IT-системы. Он подходит для финансирования небольших проектов, связанных с созданием какого-то нового продукта – фильма, книги, программного обеспечения, может быть, услуги и др. С помощью краудфандинга суммы в районе 1 млн рублей собираются достаточно легко, при условии, что у вас интересный проект. Есть проекты, которые финансируются в объеме 10-40 млн рублей, но их, конечно, меньше. Даже есть единичные проекты, которые с помощью краудфандинга собирают 300 млн рублей и более.

Executive.ru: Как эти способы отличаются друг от друга по цене привлечения денег? Какие есть нюансы?

С.Е.: Банковское финансирование – самое дешевое по процентам годовых, относительно других вариантов, но его сложнее всего получить. Частные займы дороже банковских и с ними есть одна особенность: форма взыскания неформальных займов может быть также неформальной. Фонды прямых инвестиций, как я уже говорил, запросят от 30% годовых и больше. При этом вы отдаете фонду часть акций или долю в капитале. Обычно это миноритарная доля, но все-таки вы уже должны считаться с инвестором, вы не можете как раньше принимать все решения единолично. Краудфандинг вам обойдется, скорее всего, в 30% годовых или больше. В случае фондов РЕ и краудфандинга вам придется потратиться на то, чтобы презентовать свой проект, сделать его инвестиционно-привлекательным. Есть еще один способ, который в сложившейся деловой практике можно назвать нетрадиционным – получение дополнительных средств за счет внутренних ресурсов, то есть, улучшения качества финансового менеджмента внутри компании.

Executive.ru: Как это сделать?

С.Е.: Нужно серьезно поработать с финансовой моделью (ФМ) компании, форсировать (усилить, ускорить) ее. Часто под финмоделью упрощенно понимают две формы бюджета – БДР и БДДС, но это не совсем так. Для форсирования финансовая модель – это два параметра: маржинальная доходность и длина финансового цикла в днях. Например, производственно-торговая компания имеет параметры: маржинальный доход – 50% от цены продажи и длина финансового цикла 180 дней. Форсирование финансовой модели может выглядеть как улучшение маржи на 10 пунктов (60% вместо 50%) и сокращение финансового цикла на 30% до 120 дней. В итоге, улучшение двух факторов финансовой модели дает снижение потребности в оборотных средствах на 1,87, то есть, примерно в два раза. Такой способ «самофинансирования» отлично подходит для компаний, которые управляют всем циклом: закупки – производство – продажи – маркетинг. Парадоксально, но сейчас этот подход менее очевиден и кажется более сложным. Хотя, на самом деле, менеджмент компании может более свободно управлять внутренним (!) состоянием и связями компании, чем влиять на внешние – рыночные параметры и условия.

Executive.ru: А если говорить об ошибках, какие из них чаще всего совершают топ-менеджеры и владельцы с точки зрения использования средств, привлеченных на развитие бизнеса?

С.Е.: Есть типичный набор ошибок. Например, рассчитали некий проект развития, привлекли деньги, но реальный бюджет оказался больше на 30-50%. Проект завис, дополнительных денег не нашли. Вложенные в этот проект деньги заморожены. Проценты ложатся нагрузкой на действующую часть бизнеса. Отдавать займ нечем, потому что проект не работает, прибыль не приносит. Тут возможны два варианта: 1) в компании сами посчитали и ошиблись; 2) посчитали точно, но банк недофинансировал, а руководство понадеялось, что сможет найти где-то еще средства.

Читайте продолжение на Executive.ru