HR-tech: будущее уже наступило, прошлое еще не ушло

Андрей Семеркин

В российской HR-практике перспективные цифровые технологии соседствуют с архаичными приемами, сохранившимися с советских времен.

У вас есть аккаунт в сети Facebook? Считаете ли вы себя в связи с этим сотрудником Facebook? Скорее всего, не считаете. Однако вы являетесь сотрудником компании, если понимать под словом «сотрудник» не только тех, кто приходит в офис и находится в нем восемь часов, но также тех, кто отдает компании свое время, например, создавая контент и реагируя на действия других участников социальной сети. Эту идею высказали участники Дискуссионного HR-клуба, который состоялся в рамках Skolkovo Business Fest в Московской школе управления «Сколково». Тема встречи: «Эпоха цифровой трансформации. HR – быть или не быть?».

В современной российской HR-практике присутствуют одновременно и перспективные цифровые технологии, позволяющие компаниям быстро находить и интегрировать в бизнес нужных людей, и архаичные процедуры, сохранившиеся с советских времен. Как выразился один из участников встречи, «будущее уже пришло, но прошлое еще не ушло».

Открывая встречу, модераторы – профессор практики «Сколково» Светлана Миронюк и директор департамента корпоративных программ Марина Корбан – напомнили следующие цифры из российского исследования Ward Howell, проведенного в 2016 году: «Около 87% респондентов сообщили, что они являются активными пользователями цифровых технологий. Большинство компаний уже автоматизировало базовые HR-функции – кадровое администрирование (76%), рекрутмент (70%), многие пошли дальше, автоматизировав расчет компенсаций и льгот (46%), а также развитие и обучение персонала (39%). С другой стороны – только 30% опрошенных компаний удовлетворены используемыми решениями. 50% компаний не удовлетворены, но не планируют ничего менять, и около 20% не удовлетворены и планируют перейти на новые системы».

Executive.ru знакомит читателей с несколькими тезисами, которые привлекли внимание корреспондента портала.

«Вертикальные корпорации будут разрушены»

Почему HR-функция стремительно автоматизируется? Директор по проектной работе Московской школы управления «Сколково» Николай Верховенскийсчитает, что это – часть более широкого процесса: стремительно автоматизируется весь бизнес. Главный мотив автоматизации – повышение маржинальности. Переход на цифровые технологии в ряде случаев позволяет кратно повысить маржинальность. В свою очередь этот переход приводит к тому, что в компании сохраняются только ключевые компетенции, тогда как не ключевые передаются на аутсорсинг и уходят на второй план. Компания Boeingсегодня сосредоточена на сборке и испытаниях самолета, но не на изготовлении деталей для лайнеров.

Аутсорсинг повышает мобильность бизнеса и ставит перед компанией вопрос: кого она должна считать своими сотрудниками? Традиционное понимание «сотрудник – это человек, который восемь часов работает в офисе» уступает место новому: «сотрудники – это все люди, кто работает с компанией». Соответственно, меняется единица измерения труда: сотрудники теперь не оперируют понятием «рабочий день», они оценивают свой труд за час.

В социальных сетях таких как «ВКонтакте» и Facebook существуют большие возможности для HR-менеджеров, однако они не всегда умеют использовать эти возможности. В компаниях существуют разрозненные массивы данных, которые могут быть использованы для работы с персоналом, но эти данные не объединены в систему. В перспективе корпоративные данные и данные социальных сетей будут генерировать единый цифровой профиль сотрудника, но это в перспективе, а пока ситуацию можно определить так: будущее уже наступило, а прошлое еще не ушло. Новые технологии вступают в конфликт со старыми регламентами. Пример, который иллюстрирует эту мысль: в некоторых компаниях для того, чтобы получить электронный пропуск гостя, нужно одновременно получить и бумажный пропуск: цифровая и аналоговая практика соседствуют в одном процессе.

Читайте продолжение на Executive.ru