«Я все знаю!» Самая опасная предпринимательская идея

10.08.2017

Олег Сгонников

Почему владельцы компаний много раз наступают на одни грабли, не думая о профилактике возникающих бизнес-проблем? Мнение Олега Сгонникова.

Предприниматель проходит разные этапы развития. Вначале все идет бурно, поскольку он учится, охотно берет разнообразные идеи. Вначале он, как пылесос всасывает чужие наработки, даже особо не занимаясь их сортировкой. Потом, конечно же, стремится укрепить свое дело, выхватывая самые блестящие из набранных идей. Его бизнес достигает некоторой устойчивости, и вот тут-то его подстерегает самая страшная угроза. И это даже не налоговая инспекция. Когда бизнес подрос, и возникла более-менее комфортная ситуация, в голову проникает убийственная мысль: «Наконец-то! Я все постиг! Я теперь все знаю!».

И вот прямо с этого самого мгновения, предпринимателю начинает приходить конец! При достижении именно этого рубежа предпринимателю угрожает настоящая опасность.

Один мой знакомый электрик рассказывал о несчастных случаях в своей профессии. Он долгое время работал с допуском к высоковольтному оборудованию. Электрическое напряжение там было очень сильное, и поэтому также, как саперу, можно было ошибиться только один раз. Периодически происходили несчастные случаи. Но почти никогда, жертвами электричества не становились начинающие сотрудники. Чаще всего неприятности случались с теми, кто проработал от четырех-пяти лет и уже имел весомый опыт. Начинающие были, как правило, более осмотрительны и осторожны, а у бывалых глаз замыливался, и развивался комплекс «я все знаю, я все умею». В результате терялась бдительность, и потом коллеги находили обугленные тушки горе-электриков. Что их убивало? Высокое напряжение? Нет. Самонадеянность: я все знаю!

Девять из десяти российских бизнесменов допускают в управлении предприятием типичные повторяющиеся ошибки. Они зря теряют массу денег и нервов. А причиной любой их ошибки всегда является ложная идея, когда-то принятая ими к действию. Например, идея не накапливать резервы на черный день, а все вкладывать в оборот. Или идея не торопиться с избавлением от неэффективных сотрудников. Или идея о том, что в России можно спокойно нарушать минимум две-три статьи Уголовного кодекса, вроде статьи УК, угрожающей наказанием за невыполнение обязанностей налогового агента. А самая типичная из глупейших идей – как-нибудь выкрутимся. Великолепная идея, позволяющая зарабатывать многочисленным юристам и адвокатам по уголовным делам!

Многие предприниматели знают, слышали или, как минимум, догадываются о том, что они неправильно что-либо делают. Но с завидным упорством продолжают наступать на те же самые грабли. Даже предостережения не помогают. Почему же они с такой странной покорностью делают одни и те же повторяющиеся глупости? Да потому, что их головы уже заполнены ворохом ложных фиксированных идей. Они хоть и ложные, но свои, а свое всегда теплее чужого.

Представьте семью, в которой муж давно «бухает по-черному» и постоянно бьет свою жену. И вот этого домашнего террориста пришла забирать полиция. Десять полицейских не смогут справиться с одной женщиной, если ею движет вросшая в ее несчастную голову идея «хоть убогонький, но свой». Они попытаются ее спасти, но битая жена будет кричать: «Не на-а-а-до! Оставьте его! Может, он одумается!». Верит ли она, что муж одумается? Н-е-е-т! Она больше всего боится остаться совсем без мужа! Хоть какой-то, но свой. Хоть плюгавенький, но есть. Это важная для нее идея – иметь собственного мужика. Это ее идея, и за нее она будет стоять насмерть. Вы попробуйте вырвать у кого-нибудь мужа (жену), имущество или, не дай бог, какую либо ранее принятую идею. Человек скорее сдохнет, чем отдаст то, чем уже обладает.

Когда пытаешься забрать у человека что-либо, иногда выручает предоставление чего-то взамен. Например, если бы битой жене полиция вначале предоставила заботливого непьющего мужика, и только потом забрала «ту пьянь», женщина, может, и согласилась бы. Но даже отличная замена не всегда помогает.

В бизнесе такая же ситуация. Предприниматель даже в обмен на великолепное предложение выдвинет вам двести отговорок прежде, чем согласится поменять свою точку зрения. Если уж он принял какое-то пусть и неразумное, но свое решение, то выкорчевывать даже ложную идею придется чуть ли не киркой. Обычно СВОИ ошибки ему ближе к сердцу, чем чужие дельные советы!

Почему-то в нашей стране не принимают, просто отчаянно не любят профилактику. Не пойму, почему, но не любят ее и все! Почему-то не любят выявлять свои собственные недостатки. Хотя, мне кажется, что найти свой собственный недостаток это все равно, что найти точку роста. Это же ценно! В этом весь смысл профилактики!

Может люди просто стыдятся? Стыдно, наверное, признавать свою некомпетентность? А угробить бизнес не стыдно?

Вот и живут предприниматели, как привыкли, совсем без профилактики. Живут, ограничивая самих себя набором нескольких зафиксированных идей, не выходящих за рамки многолетней привычки.

Вот прямо сейчас, в разгар лета, о чем, по-вашему, в большей степени думают предприниматели? О профилактике своего бизнеса или о пляже и холодном пиве? Как думаете, что выберут девять из десяти – первое или второе?

Уже много лет я работаю с предпринимателями. Частенько пытаюсь объяснить им, что они делают некоторые вещи нерационально. И почти всегда вначале проявляется достаточно сильное сопротивление. Они держатся за свои прошлые решения, как глупая жена в своего привычного пьяницу. Приходится серьезно попотеть, чтобы изменить ложную точку зрения.

Предпринимателю частенько кажется, что он «знает». А что на самом деле обычно знает предприниматель?

Читайте продолжение на Executive.ru