Как «перейти в цифру», обновить бизнес-модель и покорить мир

30.09.2017

Андрей Семеркин

Цифровая трансформация, создание эффективных бизнес-моделей и выход на международные рынки – эти темы преобладают в тематике учебных проектов бизнес-школы СКОЛКОВО.

Чему должна учить бизнес-школа в меняющемся мире? На вопросы Executive.ru отвечает директор департамента МВА и ЕМВА программ Московской школы управления СКОЛКОВО Максим Фельдман.

Executive.ru: Изменились ли мотивы абитуриентов 2017 года в сравнении с мотивами абитуриентов прошлых лет?

Максим Фельдман: Базовые мотивы не изменились: люди идут за личностным ростом, за знаниями, за компетенциями, за контактами, за перезагрузкой. На программу MBA абитуриенты приходят в возрасте около 30 лет, на Executive MBA средний возраст 40 лет. Стоит отметить, что уровень осознанности и требовательности представителей обоих потоков вырос. Люди больше читают бизнес-литературу, чаще занимаются с тренерами, коучами, чаще посещают развивающие лекции. Нам задают гораздо больше предметных, глубоких вопросов, более детально сравнивают нас с другими программами, как российскими, так и международными. Это достаточно интересная тенденция, которую мы отмечаем последние год-полтора.

Executive.ru: Как бизнес-школа СКОЛКОВО позиционирует себя на рынке бизнес-образования?

М.Ф.: Мы позиционируем себя как молодая амбициозная школа, стремящаяся в топ-30 бизнес-школ мира. В связи с этим в следующие пять-десять лет для школы ключевыми будут два момента. Первый – разработка собственного учебного контента и усиление собственной профессуры. Первые 10 лет мы больше работали по схеме global for local: находили сильных профессоров за границей и успешно их интегрировали в российскую действительность, подбирали к ним российских практиков и экспертов. Сейчас мы делаем ставку на расширение своего академического содержания, приглашаем и выращиваем собственных профессоров и исследователей.

Второй момент, вытекающий из первого, – международное признание. Мы начали процесс аккредитации в Европейском аккредитационном бюро EQUIS. Как только мы получим аккредитацию, мы будем заявлять программы MBA и Executive MBA в международные рейтинги. Уже сегодня программы MBA part-time и Executive MBA part-time мы считаем одними из лучших, они могут конкурировать с программами, входящими в топ-25 программ мира. И мы не стесняемся отвечать за свои слова.

Executive.ru: Как это позиционирование влияет на образовательный контент?

М.Ф.: Все лидирующие бизнес-школы мира активно модернизируют учебные программы, реагируя на изменения в среде. В контенте школ появляются дисциплины и темы, которые очень востребованы на рынке: цифровая трансформация, новое лидерство, управление в эпоху изменений, бизнес в эпоху VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity), теория принятия решений, индустрия 4.0. Поэтому мы, с одной стороны, смотрим на то, что делают наши коллеги в мире, с другой – на то, что востребовано управленцами и предпринимателями в России. Это означает, что мы постоянно видоизменяем образовательный контент, опираясь на тренды и обратную связь студентов.

Executive.ru: В каких форматах работает школа и как она планирует изменять эти форматы?

М.Ф.: Мы не идем в формат full-time, в том числе и потому, что наблюдаем взрывной рост форматов part time во всех топовых международных бизнес-школах, включая даже те, у которых MBA full-time – ключевой продукт (например, Гарвард и Стэнфорд). Во многих лидирующих бизнес-школах формат MBA part-time – иногда его называют Evening MBA или Weekend MBA – растет фантастическими темпами, поэтому, например, US News ведет рейтинг американских программ MBA формата part-time. Мы сохраняем приверженность формату part-time еще и потому, что считаем его наиболее подходящим и удобным для российских управленцев. Что будет изменяться – появится онлайновый компонент. На программе MBA уже есть семь онлайн-курсов, многие мы закупаем в других бизнес-школах, а некоторые разрабатываем сами.

Можно отметить другое нововведение. В модульных программах и программах MBA и Executive MBA part-time очень важна подготовка. Слушатели перед каждым образовательным модулем должны прочитать много материалов, и мы понимаем, что предприниматели или управленцы в силу своей занятости традиционно испытывают с этим определенные проблемы. Поэтому к формату pre-reading мы начали добавлять форматы pre-listening и pre-watching: мы снабжаем студентов большим количеством аудиокниг, аудиолекций и видео. Структурируем этот материал, создаем медиатеку. Мало кто из бизнес-школ делает это. Таким образом, новым трендом является интерактив, мультиформатность, а также онлайн-тестирование качества подготовки слушателей перед образовательными модулями.

Executive.ru: Видите ли вы динамику в выборе тем для аттестационных работ? Что сегодня интересует слушателей школы?

М.Ф.: Мы отличаемся от других школ тем, что у нас нет дипломной работы. В конце каждого образовательного модуля студенты сдают экзамен или аттестационную работу. Кроме того, на программах MBA и Executive MBA есть интеграционные модули – два на программе MBA и один на программе Executive MBA. Это специальный модуль, где мы вместе с международными профессорами делаем симуляции: студенты работают в сложной компьютерной игре, которая позволяет отрабатывать навыки управления и предпринимательства, которые они должны были усвоить. Таким образом, в дипломе у наших студентов появляются оценки за каждый модуль, который они прошли, оценки за эти интеграционные модули и оценки за сквозные курсы, которые продолжаются все полтора года учебы.

Читайте продолжение на Executive.ru